Ближе к цветку
В марте, с началом цветения, у пчел начинаются трудовые будни. Чтобы они могли собрать достаточно меда, их необходимо вывозить в поля и сады, где масса растений-медоносов.
- В Крыму сложные условия для получения меда, поэтому специфика производства такова, что приходится кочевать, - говорит ученый-пчеловод Владимир Еговцов.
В советское время хозяевам ульев платили за выезды на опыление, потому что визит пчелиных семей в поля и сады повышал урожайность на 25-30 процентов. В украинский период за право временно разместить пасеку на чьем-то поле или в саду платили уже пчеловоды. Теперь же с платой или без, но подавляющее большинство крымских пчеловодов на выезде работать не могут, потому что до сих пор не перерегистрировали свои прицепы, на которых вывозят пчел в поля и сады.
- Сколько сейчас в Крыму пчеловодов, точно не знают даже в Крымстате, - говорит председатель "Союза пчеловодов Крыма" Николай Клочко. - По нашим данным, их около полутора тысяч. Поскольку для многих разведение пчел - основной источник дохода, они регистрируются индивидуальными предпринимателями или оформляют личное подсобное хозяйство. В среднем в каждом около 60 пчелосемей, поэтому практически у всех пчеловодов есть прицепы для транспортировки пасеки. При Украине в Крыму было зарегистрировано около 1000 пчеловодческих прицепов. Кто-то, конечно, вообще не оформлял прицепы, но их меньшинство. В прошлом году, когда началась перерегистрация транспорта, пройти ее смогли единицы пчеловодов, хотя мы хотим работать легально.
Габариты подвели
Проблема с перерегистрацией пчеловодческих прицепов возникла еще в начале прошлого года.
- Очереди в инспекцию по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники РК были большие, поэтому перерегистрировать свои прицепы успели немногие, а остальным сказали прийти осенью, - рассказывает симферопольский пчеловод Анатолий Калашников. - В сентябре нам сообщили, что перерегистрировать наши прицепы вообще не будут, потому что они не заводской сборки, а перестроенные. Уже выданные документы о перерегистрации объявили недействительными, хотя сами же их выдавали.
У большинства крымских пчеловодов прицепы для транспортировки ульев действительно переделаны из машин или собраны самостоятельно еще несколько десятков лет назад. В России жесткие требования к самоходной технике, и надзорное ведомство не хочет идти на нарушения. Специалисты инспекции выезжают для осмотра техники и отказываются регистрировать не соответствующую установленным габаритам.
Разрешенных к эксплуатации видов прицепов - более четырех тысяч, и их параметры определены заводом-изготовителем. Если самостоятельно переделать прицеп для транспортировки ульев, в нормативные параметры он не впишется. В этом случае зарегистрировать его можно при предъявлении паспорта самоходной машины, который гарантирует безопасную эксплуатацию. Выдать его может только завод-изготовитель. Получается, большинству крымских пчеловодов нужно везти старые прицепы на материк через Керченскую переправу, чтобы пройти заводское освидетельствование. Но даже если медовики решатся на это, куда в самый разгар сезона девать ульи, которые уже размещены на машинах?
- У меня три прицепа, - рассказывает пчеловод из Бахчисарайского района Василий Коробицин. - Когда я их регистрировал на Украине в госпромнадзоре, получал заключение о технической исправности. У меня есть законные техпаспорта на них. Но в инспекции мне говорят, что все эти документы не имеют никакого значения нужно получить новое заключение от завода-изготовителя.
- Мы находимся не на Украине и не перерегистрируем прицеп, если нарушена его база, - говорит начальник инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники РК Сергей Боговаров. - Ведь при выезде на дорогу общего пользования прицеп может перевернуться. И кто будет отвечать, если мы его перерегистрировали?! На сегодняшний день у всех обратившихся в инспекцию есть нарушения в базе пчеловодческого прицепа. Поэтому не можем перерегистрировать эту технику. Я руковожу инспекцией пятый месяц. Кто до меня переоформлял пчеловодческие прицепы, не знаю. Если такие факты были, то сделано это было незаконно, и я с этим разберусь. Но не нужно думать, что инспекция ничего не делает, а только вставляет палки в колеса. Это не так.
Крым без меда
Чиновники предлагают несколько вариантов действий. Первый - обратиться в таможенную службу или на завод-изготовитель прицепа, которые имеют право выдавать паспорта самоходной техники, после чего ее можно будет зарегистрировать. Но куда обращаться тем, чьи прицепы изготовлены на предприятиях, которых давно уже нет?!
- Мои прицепы произведены на ташкентском заводе еще в советское время, - рассказывает Владимир Еговцов. - В прошлом году я перерегистрировал их в Феодосии, за что начальник феодосийского отдела получил выговор. Но я не поеду в Ташкент за этой бумагой, да и не получу ее, даже если поеду. На Украине были проектные организации, которым мы могли предоставить документы на узлы и агрегаты, и они выдавали заключение о безопасности прицепа. Теперь мы в России и хотим ездить с российскими номерами и по российским документам, чтобы не бояться и не платить взятки. Но где можно пройти такое освидетельствование, кроме завода-изготовителя, нам не говорят.
Еще один способ решения проблемы, предложенный чиновниками, - покупка новых заводских прицепов, которые отвечают нормативным требованиям и безопаснее существующих.
- Новый прицеп стоит около 500 тысяч рублей, - продолжает Василий Коробицин. - Для нас такие суммы неподъемные. К тому же он не будет приспособлен для пасеки: мы же в этих прицепах не только ульи перевозим, мы в них живем, когда выезжаем в поля. Значит, их придется доделывать. А потом нам опять скажут, что они неправильные.
Самое оригинальное решение проблемы предложил пчеловодам руководитель инспекции в Красногвардейском районе Анатолий Бондаренко: руководствоваться федеральным конституционным законом о принятии Крыма в состав России, который признает действительными все документы, выданные на Украине до 18 марта 2014 года. Правда, сами инспекторы действительными украинские техпаспорта на прицепы почему-то не признают. Да и если не перерегистрируешь прицеп, то не пройдешь техосмотр, а значит, при первом же выезде на дорогу получишь штраф от ГИБДД.
- Почему легковые и грузовые автомобили с украинскими техпаспортами перерегистрируют, а наши прицепы, зарегистрированные на Украине, нет? Нас сделали изгоями! - возмущается Николай Клочко. - В марте в Крыму начинается сезон, в апреле пчеловоды должны вывезти пасеки на опыление сельхозкультур и садов. Но без перерегистрации законно выехать не сможем. Ведь ГИБДД тут же изымет транспортные средства и отвезет их на штрафплощадку. Значит, либо придется нарушать закон, выезжая на свой страх и риск, либо кормить пчел сахаром, чтобы они не погибли от голода. При этом только у "Крымской фруктовой компании" 800 гектаров садов, в которые ежегодно выезжают тысячи пчелосемей. Это какой-то бойкот пчеловодов и сельхозпроизводителей, несмотря на то что президент и премьер РФ говорят о необходимости поддержки малого бизнеса, который мы представляем. Организация же, которая должна была помочь нам найти выход из сложившегося положения, ничего не делает.