Как пишут французские СМИ, нынешние акции - всего лишь "разминка", за которой может последовать социальный взрыв, от которого сильно не поздоровится как правительству Манюэля Вальса, так и Елисейскому дворцу.
Почему так сильно взбудоражила Францию реформа Трудового кодекса, разработанная министром труда Мириам Эль Хомри, реформа, которая, несомненно, была согласована с ее непосредственным начальником Манюэлем Вальсом и одобрена Франсуа Олландом?
По сути, речь идет о радикальной ломке сложившихся за послевоенное время трудовых отношений в стране, где социальная защита трудящихся была основополагающим фактором.
В первую очередь предлагается круто либерализировать рынок труда, упростив режим при найме и увольнении персонала. Так, в законопроекте к списку законных причин, которые могут привести к увольнению, добавлены новые, такие как "необходимость реорганизации с целью сохранения конкурентоспособности", "финансовые потери компании". Противники реформы убеждены в том, что эти довольно размытые положения развяжут руки хозяевам компаний, и они ими воспользуются по своему усмотрению, избавляясь от работников и не согласовывая свои действия с профсоюзами. Серьезные изменения также коснутся рабочего времени. Законопроектом предусмотрена возможность для работодателей увеличивать его продолжительность для сотрудников до 60 часов в неделю. Причем оплата сверхурочных составит лишь 10 процентов, а не 25, как это происходит сейчас.
Первыми против "подарка боссам" выступили еще в прошлом месяце практически все левые политические силы. Жесткой критике законопроект подвергло левое крыло правящей социалистической партии во главе с харизматической дамой - мэром Лилля Мартин Обри. Вслед за этим к протестному движению стали подключаться как профсоюзы, так и молодежь. Собственно, юная поросль во многом и спровоцировала нынешние манифестации. Где-то с неделю тому назад по инициативе ряда молодежных организаций, включая влиятельные студенческие объединения, в социальных сетях была запущена петиция "Закон о труде - нет, спасибо!". За несколько дней под ним поставили подписи свыше миллиона человек, готовых свой протест перенести на городские площади.
Перед лицом нарастающих волнений власти решили сначала перенести обсуждение спорной реформы в парламенте на конец месяца, а после демонстраций внести в законопроект коррективы.
В России сейчас в трудовом законодательстве наблюдается "равновесие", сообщил "РГ" секретарь Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР) Александр Шершуков. Инициативы и законопроекты, которые, с точки зрения профсоюзов, ухудшали бы права работников, возникают очень редко.
"За последнее время я помню два таких случая. Первая инициатива исходила от ряда кадровых агентств, которые предлагали отложить вступление в силу закона о "заемном труде", поскольку они не успевали получить аккредитацию", - рассказывает Александр Шершуков. Закон о "заемном труде" вводит ограничения на сдачу в "аренду" работников кадровыми агентствами реальным работодателям, а также на применение гражданско-правовых договоров и подмену ими трудовых.
Вторая инициатива исходила от крупных автопроизводителей, которые просили сократить сроки извещения работников об изменении рабочей смены. Сейчас работодатель обязан делать это за 30 дней, а предлагалось - за десять дней. "Для тех, кто не работает сменами - то в дневную, то в ночную, - эта инициатива может показаться не очень существенной, объясняет эксперт. - Но для других это крайне важный момент, позволяющий планировать личное время".
Все они были "обезглавлены" Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений (РТК), добавил Шершуков. Собственно говоря, РТК, которая объединяет представителей правительства, профсоюзов и работодателей, во многом играет роль "фильтра" законопроектов и проектов других нормативных актов, которые разрабатываются в министерствах, ведомствах, парламенте и имеют социально-трудовую направленность. Сначала проекты всех документов рассматриваются на рабочих группах комиссии, где им дается комплексная оценка, где предлагаются поправки к ним. После того как все стороны пришли к консенсусу, документ выносится на обсуждение РТК, где принимается окончательное решение о его судьбе. Бывает, что правило нарушается, но не часто.
Что стоило бы прописать в Трудовом кодексе, с точки зрения ФНПР, так это дать право профсоюзам подавать иски в суды в интересах неограниченного круга лиц. Упростить процедуру проведения забастовок на предприятиях. Обязать работодателей вступать в отраслевые объединения, как это делается, к примеру, в Германии. Это позволит распространять отраслевые соглашения на всех участников рынка.
Напомним, несколько лет назад Российский союз промышленников и предпринимателей предлагал кардинально реформировать Трудовой кодекс. В частности, звучали инициативы ввести 60-часовую рабочую неделю по согласованию с работником, отменить оплачиваемые за счет работодателя учебные отпуска, расширить сферу применения срочных трудовых договоров, снять ограничения для работодателей по установлению времени труда и отдыха, по переводу на другую работу, ввести механизмы, дающие свободу действий предпринимателям в случаях экономической нестабильности. Например, разрешить приостанавливать действие трудового договора. Однако, по словам Александра Шершукова, идеи так и не были оформлены в конкретные законопроекты. "Даже если бы это произошло, РТК бы их, скорее всего, отклонила", - считает он.
подготовила Марина Гусенко