О том, с какими проблемами чаще сталкиваются российские потребители и как им получить квалифицированную помощь, рассказывает руководитель Роспотребнадзора Анна Попова.
Анна Юрьевна, наш разговор проходит накануне Всемирного дня защиты прав потребителей. В этом году, 15 марта, он пройдет под девизом "Исключить антибиотики из меню". Это правда, что половина производимых в мире антибиотиков используется в сельском хозяйстве?
Анна Попова: Около половины. И большая часть - для стимуляции роста, а также в качестве превентивных мер защиты от болезней вместо применения их для лечения при необходимости.
Международная организация по защите потребителей планирует проводить кампании, призванные прекратить продажу мяса, выращенного с использованием большого количества антибиотиков.
Защитники прав потребителей не сгущают краски? Так можно вообще без мяса остаться.
Анна Попова: Всемирная организация здравоохранения тоже предупреждает: если не предпринять срочных мер, наступит конец эпохе антибиотиков. Проблема в том, что из-за чрезмерного их использования растет устойчивость организма к этим лекарствам. В конце концов они перестанут быть эффективными, а простые инфекции и незначительные травмы вновь станут смертельно опасными.
Применение антибиотиков в сельском хозяйстве, как ожидается, увеличится в ближайшие годы на две трети: с 63,2 тысячи тонн в 2010-м до 105,6 тысячи тонн в 2030-м. Использование антибиотиков в сельском хозяйстве приведет к тому, что распространенные заболевания станут неизлечимыми.
В России даже после вступления во Всемирную торговую организацию нормативы по остаточным количествам отдельных антибиотиков в пищевых продуктах, например тетрациклина, сохранены благодаря работе Роспотребнадзора на более жестком уровне, чем стандарты Евросоюза и Комиссии Кодекс Алиментариус (свод пищевых международных стандартов, принятых Международной комиссией ФАО/ВОЗ по внедрению кодекса стандартов и правил по пищевым продуктам. - Прим. "РГ").
А что еще, кроме качества и безопасности продуктов питания, волнует защитников прав потребителей и самих граждан?
Анна Попова: Не меньше, чем качество мясных продуктов или услуг здравоохранения, общественность волнует качественное оказание финансовых услуг. И, кстати, в этом году Всемирный день прав потребителей выпал на время проведения Всероссийской недели финансовой грамотности для детей и молодежи и Всемирной недели денег.
И какова роль Роспотребнадзора в повышении финансовой грамотности?
Анна Попова: Более пяти лет назад наше ведомство присоединилось к проекту минфина и Всемирного банка "Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в РФ". В прошлом году при участии специалистов ведомства был подготовлен комплект материалов, в которых дана информация для потребителей о банковских счетах и вкладах, потребительских кредитах, дебетовых и кредитных картах, платежных услугах, страховании и пенсионных накоплениях. Общий тираж буклетов и плакатов свыше 7,5 миллиона экземпляров поступил во все регионы.
Как часто россияне обращаются в Роспотребнадзор в попытке понять, как им действовать при нарушении их прав как потребителей финансовых услуг?
Анна Попова: В среднем мы получаем в год более полумиллиона письменных обращений от потребителей, при этом около 362 тысяч за последний год пришлись на тему защиты прав потребителей. Из этого числа 161 тысяча обращений пришлась на розничную торговлю, еще 201 тысяча - на сферу услуг.
Каждая десятая жалоба в сфере защиты прав потребителей касается качества финансовых услуг. Преобладают обращения, связанные с нарушением прав потребителей банковским сектором и страховыми организациями. Много это или мало? В сравнении с реальным числом нарушений это немного, несмотря на ежегодный рост числа обращений. Для сравнения: в Великобритании только по вопросам финансовых услуг рассматривается более 200 тысяч жалоб ежегодно.
Допустим, я гражданин, который никогда не открывал депозит и не брал кредит. Куда мне обратиться за консультацией?
Анна Попова: По всей стране на базе отделений Роспотребнадзора есть консультационные центры, куда граждане могут обратиться в любой момент.
Кроме того, в этом году будет запущена телефонная "горячая линия" для населения по вопросам прав потребителей финуслуг. На сайте Роспотребнадзора заработает страница для онлайн-приема обращений потребителей по поводу их прав на финрынке.
Помимо этого уже работают специализированные ресурсы для потребителей финансовых услуг - хочумогузнаю.рф и вашифинансы.рф. Там детально представлены все виды финансовых услуг, описаны возможные риски и пути решения проблемных ситуаций.
Для потребителей мы разработали отдельный портал - zpp.rospotrebnadzor.ru. Это вся нормативная база по защите прав потребителей, образцы исковых заявлений. Отдельного внимания заслуживают опубликованные в открытом доступе сведения о случаях нарушения требований техрегламентов с указанием конкретных фактов несоответствия продукции обязательным требованиям.
Каким еще проблемам были посвящены Всемирные дни защиты прав потребителей?
В 2012 году мероприятия проходили под лозунгом "Наши деньги - наши права". В 2013-м - "Потребительское правосудие". В 2014-м - "Права потребителей мобильной связи". В 2015-м - "Сфокусируемся на правах потребителей на здоровое питание". Внимание уделяется всем аспектам жизни, касающимся потребления.