Известно, что на поддержку отрасли в 2016 году запланировано выделить около 138 миллиардов рублей. На промышленные субсидии будет направлено около 80 миллиардов рублей, на обновление парков - около 47 миллиардов. Подобные инвестиции должны способствовать росту продаж на внутреннем рынке. Тем не менее представители иностранных компаний опасаются, что, вслед за потерей в 2015 году десяти процентов своих покупателей, в 2016 году они лишатся половины клиентов.
- Сегодня некоторые дилеры стоят на пороге банкротства, - поясняет вице-президент ассоциации "Российские автомобильные дилеры" Вячеслав Жигалов.
Отечественный автопром ожидает повышения спроса, исходя из того, что средний возраст машин, которые находятся в собственности россиян, составляет около 12 лет, а на тысячу человек в нашей стране приходится 340 автомобилей. То есть парк будут скоро обновлять - вне зависимости от состояния экономики. Правда, без поддержки государства обеспечить производство нужного количества машин буден невозможно, считают эксперты.
Помимо субсидий стимулировать развитие российского автопрома будут с помощью создания благоприятного для бизнеса экономического климата. В частности, специальных экономических зон локализации производств, где заработает система щадящего налогообложения. Зоны объединят на своей территории производителей комплектующих и мощности ведущих российских заводов, благодаря чему сократятся расходы на логистику.
Наиболее удобным для реализации программы поддержки остается Северо-Западный регион, который занимает второе место по производству после Самары и в два раза опережает остальные регионы страны по объему производства. Площадки локализации уже созданы в Петербурге, где, несмотря на негативное влияние кризиса и снижение объема производства в 2015 году на 14,3 процента, ситуация остается стабильной. По предварительным оценкам, объем производства в 2016 году на петербургских предприятиях может сохраниться на уровне 2015 года.
Согласно отчетам петербургских чиновников, на территории города начата работа по привлечению производителей автомобильных комплектующих в особые экономические зоны "Нойдорф-Стрельна" и "Новоорловская". Кроме того, город готов предлагать отраслевикам участие в реализации различных инвестиционных проектов, предполагающих определенные льготы и преференции. Кстати, петербургский завод "Хендай" стал одним из первых предприятий, которое в конце прошлого года направило в минпромторг заявление о заключении контракта такого формата.
По оценкам экспертов, не допустить снижения объемов производства было бы реально в том случае, если бы отечественные предприятия более активно продавали машины и их комплектующие за рубеж. Опыт работы петербургских заводов, в частности, показывает, что стремление к развитию экспортного направления у отечественных производителей есть. Те же компании, чье производство сконцентрировано на внутренних продажах, имеют меньше возможностей к преодолению кризиса и развитию, считают эксперты.
- Есть компании, в которые инвестировали, например, в два с половиной раза больше, чем во всех остальных автопроизводителей, но сейчас эти компании, несмотря на поддержку государства, испытывают проблемы, поскольку не имеют прибыльного бизнеса за границей, - отметил генеральный директор Национальной ассоциации производителей автомобильных компонентов (НАПАК) Михаил Блохин.
По итогам 2016 года экспорт в страны дальнего зарубежья должен увеличиться на 20 процентов по сравнению с прошлым годом. В том числе и на Средний Восток. Туда сейчас успешно продает свою продукцию "КамАЗ", который в прошлом году увеличил продажи почти на 20 процентов, достигнув шести тысяч единиц. Успешно идет поставка отечественной техники на рынки СНГ, в том числе в Белоруссию и Казахстан. Однако, как отмечают эксперты, занять там прочные позиции еще не удалось. Продавать машины за границу сегодня мешает нежелание иностранцев пускать Россию на свои рынки.
- Многие страны имеют искусственно созданные барьеры для российского импорта в виде таможенных пошлин, - отметил заместитель генерального директора по стратегическому развитию ГНЦ РФ ФГУП "НАМИ" Алексей Гогенко. - В Египте, например, пошлины для отдельных марок автомобилей достигают 135 процентов.
В целом отечественным поставщикам трудно адаптироваться на этих зарубежных рынках, поскольку логистические маршруты поставки до сих пор остаются неразработанными и страны - потенциальные партнеры не способствуют их проработке. Актуальным остается и вопрос сертификации отечественных товаров российской автомобильной промышленности. В этом плане автозаводам должно помочь участие России в ВТО, что позволяет открывать новые рынки и ориентироваться на международные стандарты.
При всей готовности отечественного автопрома выйти за рубеж и заполнить собственный внутренний рынок эксперты опасаются, что это будет невозможно осуществить из-за отсутствия отечественной производственной и сырьевой базы для выпуска автомобильных комплектующих.