От 100 и ниже
Обычно бизнес предлагают купить через социальные сети. Стоит такое сопровождение от 100 до 500 тысяч рублей, за эти деньги готовы научить, как открыть сеть точек по продаже кофе навынос или модной одежды.
- Бренд и его развитие уже придуманы заранее, разработанный логотип и название должны облегчить "раскрутку", - обещает один из продавцов франшиз на своей страничке в соцсети.
Владелец паблика "Суперфраншиза" предложил на выбор стартапы, которые, по его мнению, могли бы заработать в небольшом городе. Например, в Пскове или Новгороде. Это организация детских праздников (33 тысячи рублей), типография (10 тысяч рублей), магазин автозапчастей (80 тысяч рублей) и производство бескаркасной мебели (18 тысяч рублей). За эти деньги предлагалось купить название и набор готовых решений, который пригодится для открытия бизнеса, а также обеспечивались сопровождение и поддержка на первых этапах становления дела. Деньги необходимо сразу перечислить на счет продавца, а взамен приходит буклет с описанием, а также бизнес-методичка с расчетами и примеры логотипа в векторном разрешении.
- Если вы не справитесь с трудностями на пути к успешному бизнесу, - уверяют организаторы, - у нас разработаны модели всех ситуаций, которые могут возникнуть на рынке, проанализирована каждая деталь. Вам нужно лишь строго следовать инструкции после перечисления паушального взноса - одноразового платежа в пользу франчайзера и ежемесячно отчислять роялти за право управлять бизнесом.
Но, как заявляют эксперты, на деле выходит, что в регионах этот бизнес перестает работать. Все чаще на улицах встречаются заброшенные ларьки с надписью "Возьми кофе с собой", а в торговых центрах закрываются точки с модной одеждой.
- "Франчайзинг" - сегодня это одно из ругательных слов, потому что вокруг этого массового явления очень много потерь и банкротств. Франчайзинговая модель быстро утратила свою суть, - считает основатель компании "Бизнес молодости" Михаил Дашкиев. - Предприниматель быстро сообразил, что вместо того, чтобы развивать свой бизнес, можно продавать его иллюзию. Человек думает, что за 300-400 тысяч рублей он купит бизнес, и действительно в это верит. И, конечно, получает по носу за свое невежество. Франшизы сейчас лопаются как пузыри. Такая ситуация произошла из-за прихода на рынок микрофраншиз. Если у бизнеса нет ни одного своего филиала и много франчайзинговых, то это франчайзинг-однодневка.
Чтобы избежать потерь, необходимо присмотреться к такому бизнесу, который уже отлажен, имеет собственные наработки и технологии и работает под известным брендом. Именно данное сочетание условий может быть предпосылкой для расширения бизнеса по франшизе, уверяют специалисты.
- На самом деле за такими предложениями (готовый бизнес до 100 тысяч) кроется ряд подвохов. Во-первых, могут быть не включены все расходы, которые вы понесете при покупке франшизы. Соответственно, фактическая стоимость франшизы будет намного выше заявленной. Во-вторых, сам бизнес может оказаться совсем не привлекательным для потребителей и будет окупаться очень медленно. В-третьих, большая часть этих франшиз не имеет известного и раскрученного бренда и отлаженных бизнес-процессов, что составляет суть франшизы, поэтому покупка превращается фактически в запуск бизнеса с нуля, отработку схемы бизнеса, всех бизнес-процессов и так далее. То есть в таком случае вы покупаете идею бизнеса по цене франшизы, - говорит менеджер по франчайзингу Наталья Кутузова.
Кофе с привкусом затрат
Особой популярностью среди предлагаемых франшиз пользуется раскрутка бизнеса "Кофе навынос". Сейчас на рынке существует избыточное число предложений по открытию такого кофейного бизнеса. Во-первых, данное направление относительно молодое, особенно это касается регионов. Во-вторых, кажется, что вложения тут могут быть минимальными: достаточно приобрести кофейный автомат, привлекательные стаканчики и научиться варить напиток. Но все чаще такой бизнес прогорает на первых шести месяцах работы.
- Низкой ценой, рекламой продавцы "кофейных" франшиз привлекают к себе внимание неокрепших, обычно молодых по возрасту или опыту предпринимателей. А те обманываться рады, поскольку запуск и перспективы заработка кажутся им очень привлекательными, - рассказывает владелец франшизы "Мелодия кофе" Андрей Волков. - Во-первых, в России до сих пор не сформирована культура потребления кофе. Люди ищут "горячий, горький, дешевый", а если и готовы платить за кофе больше, то только в местах с раскрученным брендом.
По словам Волкова, ассортимент подобных точек можно расширить максимум за счет десятка тривиальных снэков, это же не стационар, где можно поставить полноценную кухню. К тому же если человек и готов купить "кофе с собой", то, например, для перекуса он, с большей долей вероятности, выберет другой формат питания.
- Операционные затраты по уровню такие же, как у любого другого формата, например, шаурмы, пирожковой, блинов, питы и прочего. А покупателей меньше, средний чек ниже. И часто получается, что затраты окупить невозможно, - подсчитывает Андрей Волков. - Поэтому и открываются эти точки активно, и закрываются с еще большей скоростью. И получается, что вроде вложил не очень много, 150-250 тысяч, запустил ларек, а деньги не то что не спешат возвращаться, а наоборот, надо докладывать, докладывать, докладывать, и благополучное будущее не наступает.
"Окупаемость 29 дней"
Кстати, пострадавшие от засилья микрофранчайзинга в последнее время есть как на стороне покупателей, так и на стороне продавцов. Сегмент продаж реальных франшиз с общими вложениями до пяти миллионов рублей упал на 60 процентов в 2015 году.
- "Окупаемость 29 дней" - это все, что люди хотят видеть. Отсутствие финансовой грамотности в России - обычное дело. Думая о развитии франчайзинга, вы можете сразу начинать готовиться к тому, что в лучшем случае будете учить партнеров азам бизнеса (в худшем случае вам придется сначала отучить их от работы по "понятиям"), - говорит основатель проекта "АртНаука" Николай Новоселов. - Нужно готовиться к тому, что вашими конкурентами будут не только те, кто делает что-то похожее, но и вообще все продавцы франшиз. Хостелы бьются с собачьими парикмахерскими, мгновенные кредиты - с коллекторскими агентствами, одежда для детей - со стриптиз-клубами.
Еще один аспект, который отмечают эксперты, это отсутствие юридических гарантий при покупке франшизы из-за пробелов в законодательстве.
Так, начинающий предприниматель из Пскова Алексей Володин приобрел франшизу по открытию серии детских игровых комнат в торговых центрах. Он заплатил паушальный взнос в размере 300 тысяч рублей, заключил договор аренды на год и готовился закупить необходимое оборудование, как его франчайзер куда-то пропал, не оставив никаких координат. Что именно закупать, в каких объемах и как начать работать, бизнесмен не знал и обратился в суд, чтобы взыскать издержки с продавца франшизы. Но оказалось, что сделка на покупку бизнеса была оформлена неверно, поэтому никакие взносы вернуть нельзя.
Ольга Косец, президент МОО поддержки малого и среднего бизнеса "Деловые люди":
- В России подобную деятельность регулирует только 54-я глава Гражданского кодекса "Договор коммерческой концессии". Понятийный аппарат, учитывающий международную и российскую практику работы в сфере франчайзинга и включающий такие понятия, как "франчайзинг", "договор франчайзинга", "франшиза", "франчайзер", "франчайзи", законодательно не закреплен. Любой предприниматель может объявить себя франчайзинговой компанией и начать тиражировать свою далеко не отработанную модель ведения бизнеса.
Зачастую этим занимаются мелкие компании по продаже неизвестных продуктов и услуг. Предлагают за 600 тысяч открыть хостел, за 200 тысяч организовать мойку автомобилей, за 100 тысяч купить вендинговый аппарат с детскими играми. За конечный результат ответственности, кроме вас, никто не несет. Деньги уйдут в чужой карман, доказать, что вас обманули, будет сложно, если вы не подписали тот самый договор о коммерческой концессии и не зарегистрировали его в юстиции. К заключению такого договора необходимо подойти с особым пристрастием и привлечь опытных специалистов.