29.12.2015 16:15
    Поделиться

    Франшизы регионов ПФО вышли на международный уровень

    Региональный франчайзинг выходит на международный уровень
    Количество точек франчайзинга в России выросло с начала года примерно с 40 до 45 тысяч, более чем на 12 процентов, сообщил "РГ" исполнительный директор Российской ассоциации франчайзинга (РАФ) Юрий Михайличенко. Свой вклад в общую статистику вносят и бизнесмены регионов ПФО, которые не только заимствуют чужие модели развития, но и предлагают свои, причем востребованы они становятся как в масштабах страны, так и за рубежом.

    По словам Михайличенко, оценить рынок франшиз в стране в деньгах не представляется возможным: статистики именно с точки зрения формы организации бизнеса никто не ведет.

    - В последнее время у нас наблюдается бум развития франшиз, и расти еще есть куда. От стран БРИКС мы отстаем примерно в пять раз, а если говорить о емкости нашего рынка, то точек, открытых по франшизе, должно быть не менее 400 тысяч, - уверен эксперт. - Сейчас 40 процентов российских франшиз - это ретейл, 35 процентов - общепит, оставшееся тонким слоем размазано по другим отраслям. Пока франчайзинг очень плохо развит в туризме, среди агентств по недвижимости, незанятых ниш - масса.

    Примечательно, что российский рынок франшиз растет не только количественно, но и качественно - наши бизнес-идеи востребованы за рубежом. К примеру, успешно действуют производственная франшиза печати на любых материалах, студии которой открыты в 96 городах 25 стран (информация с сайта компании), а также сеть магазинов подарков и товаров для путешественников. Еще одно экспортное направление - рестораны национальной кухни, которых за границей так не хватает некоторым эмигрантам.

    Трендом последних лет стали успешные франшизы, зародившиеся в регионах, в том числе - Приволжского округа. "Выстрелить" может совершенно неожиданный проект. К примеру, несколько лет назад в Кирове появилась компания, занимающаяся тестированием по отпечаткам пальцев. Оказалось, что если уметь "читать" их, то можно многое узнать о состоянии здоровья человека, его профессиональной предрасположенности и так далее. Сейчас у компании многомиллионные обороты, а франшиза работает в 27 странах мира. Минимальные вложения для приобретения базовых комплектов оборудования составляют 45 тысяч рублей.

    Еще один интересный проект, зародившийся не так давно в Нижегородской области, - производство и продажа гранулированного мороженого. Привычный нам десерт продается в виде маленьких шариков диаметром 4-5 миллиметров, благодаря чему его удобно добавлять в различные лакомства, смешивать между собой вкусы и так далее.

    С августа текущего года компания начала предлагать франшизу на открытие точек по продаже этого мороженого. За 250 тысяч рублей начинающий предприниматель получает холодильник, прилавок, первую партию продукции и разработанный инструментарий по продажам.

    - На данный момент мы открыли точки в 25 городах России, причем в Казани, Москве и Череповце их работает две, три и пять соответственно, - рассказал "РГ" один из учредителей компании Илья Теличкин. - Многие из наших партнеров уже окупили первоначальные вложения, хотя и без трудностей, конечно, не бывает. Если они возникают, мы всячески помогаем, не бросаем наших франчайзи и даже отправляем к ним консультанта за свой счет, который помогает снять все вопросы. Многое зависит от выбора места для точки, плюс в нашем бизнесе имеет значение сезонный фактор. Зимой спрос на мороженое падает, однако скоро праздники, в этот период мы ожидаем роста продаж.

    Что радует, по франшизе в ПФО развивается не только ретейл, но и такой сложный бизнес, как образовательные услуги. К примеру, в апреле текущего года по франшизе открылся первый "филиал" пермского детского досугового центра (ДДЦ), причем сразу в Дубае.

    Само образовательное учреждение существует уже 23 года, на сегодня в Перми работает три центра общей площадью 1,5 тысячи квадратных метров, ежемесячно обучается почти тысяча детей в возрасте от 1 до 7 лет, читать, писать и считать которых учат 20 преподавателей.

    Как рассказала "РГ" замдиректора ДДЦ Татьяна Новгородцева, полный пакет на открытие по франшизе подобного центра в России обойдется партнерам примерно в 3,1 миллиона рублей, сумма может варьироваться в зависимости от объема ремонтных работ в выбранном помещении. Кроме того, 900 тысяч составляет паушальный взнос (разовая плата за вход в бизнес), еще 600 тысяч надо предусмотреть на оборотные средства. Образование - бизнес сезонный, летом клиентов по понятным причинам меньше, поэтому нужны деньги, чтобы спокойно пережить периоды затишья. Оставшиеся средства пойдут на покупку оборудования, мебели, обучение педагогов (это займет минимум три месяца).

    - Помимо обучения детей есть еще и важная задача - распространение русского языка, русских традиций. Наши клиенты - русские люди, они есть по всему миру. Если нужен английский язык, то помимо основных обучающих курсов франчайзи по желанию может приобрести дополнительный курс по обучению письму, чтению и грамматике на английском языке, например для англоговорящих стран, - пояснила Татьяна Новгородцева.

    Конечно, говорить об успешности франшизы пока рано, ведь даже по первым прикидкам срок окупаемости одного центра составляет около трех лет.

    В целом же, по оценкам того же Юрия Михайличенко, выживает примерно 85 процентов точек, открывшихся по франшизе. Именно это обуславливает растущий интерес к такому способу ведения бизнеса. Но и панацеей его назвать нельзя, в том числе и потому, что на рынке появилось множество мошенников.

    - Многие неудавшиеся проекты франшизами вообще не являются, хотя и называют себя таковыми, - пояснил "РГ" Юрий Михайличенко. - Люди пишут пачку бумаги, по сути, это расширенная презентация без собственного товарного знака, поддержки франчайзи, обучения и прочих необходимых атрибутов. Франшиза должна доказать свою успешность как минимум в течение двух лет, причем смотреть надо именно на сетевые модели, хотя бы небольшие. Управлять одним магазином и несколькими - большая разница. Желающим открыть свой бизнес я бы советовал лично посетить открытые точки, поговорить с их владельцами, узнать, как им работается во франшизе, и только потом принимать решение. К сожалению, на этом рынке сейчас очень много мошенников, которые хотят получить деньги из воздуха.

    Комментарий

    Юлия Богушевская, представитель Российской ассоциации франчайзинга в Пермском крае и Кировской области:

    - Франчайзинг потому и является успешной технологией, что в классическом варианте предусматривает тщательный отбор со стороны франчайзера своих будущих партнеров-франчайзи. Говорить о минимизации рисков бизнеса можно, если соблюдаются ряд условий. Франчайзинговый проект должен быть тщательно и детально разработан и прописан с привлечением профессиональных консультантов, отработан "пилотный" проект, который позволил выявить слабые места в бизнес-процессах с последующей их оптимизацией. В рамках взаимоотношений франчайзера и франчайзи надо прописать взаимовыгодную систему поддержки и консалтинга, а также систему контроля за соблюдением стандартов бизнеса франчайзера.

    Поделиться