В основу сценария, написанного режиссером Сергеем Снежкиным, легла одноименная ранняя повесть Леонида Юзефовича. Действие происходит в 1918 году в Перми, когда город захватил белогвардейский корпус под командованием генерала Пепеляева.
Снимали картину в 2015 году в историческом пятом павильоне "Ленфильма", где были выстроены декорации особняка пермского губернатора, а также в Кронштадте и Пушкине. Фильм финансировали Минкульт России, Фонд кино и правительство Санкт-Петербурга.
Главная роль - 27-летнего генерала Анатолия Пепеляева - в результате кастинга досталась Максиму Матвееву. "Красного" следователя Мурзина сыграл Илья Носков, капитана Шамардина - Сергей Перегудов. Елизавете Боярской предложена роль роковой женщины Екатерины Чагиной, богатой вдовы, красавицы, от которой все мужчины без ума. Бывшую возлюбленную Пепеляева Верочку, а затем - жену следователя Мурзина, играет молодая актриса Надежда Толубеева, представительница еще одной знаменитой ленинградской-петербургской актерской династии (как и Лиза Боярская). В ролях пермских купцов: Евгений Дятлов, Артур Ваха, Юрий Ицков, Игорь Черневич, Константин Воробьев - все они прежде всего великолепные театральные актеры.
Гостей встречали у входа в киноцентр "Великан Парк" солдаты, "пепеляевцы". Это актеры массовых сцен, снимавшиеся в картине. Тут же был режиссер Сергей Снежкин, одетый в джемпер, на котором крупными буквами написано: "ВГИК" (он - вгиковец).
На премьеру пришли художники, работавшие на картине - Владимир Южаков, Инесса Снежкина. И не снимавший этот фильм знаменитый оператор Сергей Астахов. Актеры многих театров. Председатель комитета по культуре правительства Санкт-Петербурга Константин Сухенко, писатель и театральный критик Татьяна Москвина, кинорежиссер Алексей Лебедев (племянник Георгия Товстоногова, сын выдающегося актера Евгения Лебедева и Нателы Товстоноговой).
На сцену вышел громадный коллектив, не только актеры, снявшиеся в фильме, но и принимавшие в нем участие люди других профессий.
- Кинематограф - такой вид искусства, который в одиночестве не делается. Вы увидите в лицо каждого, а затем оцените его вклад, - начал представлять их Снежкин. - Так счастливо сложилась моя жизнь, что я никогда не работал с наемными гастарбайтерами, а работал с соавторами - начиная с генерального продюсера и заканчивая моей женой. Все они несут ответственность за качество, за эмоции этого фильма. Принципиально, что эта картина сделана на киностудии "Ленфильм". Для нас было принципиально еще и то, чтобы в ней снимались актеры Санкт-Петербурга. Естественно, вы зададитесь вопросом, какое отношение к нашему городу имеет исполнитель главной роли Максим Матвеев? Отвечаю: прямое. Поскольку он женился на Елизавете Боярской, то, согласно действующему Гражданскому кодексу, приватизирован нами.
Говоря об актерах, режиссер называл их "выдающимися", даже молодых Боярскую и Перегудова (ну любит и ценит Снежкин, "актерский режиссер", артистов!). Такого же эпитета удостоен оператор Сергей Мачильский. Были представлены студенты мастерской Снежкина, помогавшие ему в работе. И ассистенты по военному костюму, со многими режиссер работал еще на фильме "Белая гвардия".
- Это новый кинематографический фанатизм, который перерастает в исключительное эстетическое качество, - охарактеризовал он труд специалистов. - О чем фильм? Это психологическая драма о гражданской войне внутри себя. Война - продолжение мира. Как жили в миру, так и воевали. Для меня это было целью - показать то великое название, которое досталось нам в наследство - "Война и мир". Я переставил очередность - мир и война. Все наши любови, грехи, недостатки, достижения переходят в войну, и они там только обостряются. Мы делали фильм о любви в условиях Гражданской войны.
Генеральный директор киностудии Эдуард Пичугин отметил, что для возрождающегося "Ленфильма" "Контрибуция" - не просто дебют сложнопостановочной полнометражной картины, а событие эпохальное: "У нас была серьезнейшая мотивация - возродить павильон, где можно построить грандиозные декорации, мобилизовать на работу все цеха, профессионалов студии, создать произведение, которым можно гордиться. Во время съемок мы возродили и многие кинематографические традиции: отмечали "сотый кадр", "двухсотый кадр" и т.д.".
Пришедшие на премьеру зрители увидели режиссерскую версию "Контрибуции" - 2 часа 50 минут. В Петербурге она будет демонстрироваться только в киноцентре "Ленфильм", где, кстати, сейчас развернулась выставка костюмов и фотографий, рассказывающая, как проходил съемочный процесс. В других кинотеатрах продолжительность фильма будет на 40 минут короче. По словам Эдуарда Пичугина, осенью полную версию фильма покажет Первый канал. 400 кинотеатров по стране взяли в прокат "короткую" версию, а в некоторых мультиплексах будут показывать полную режиссерскую. Фильм выходит на экраны 17 марта.
Справка "РГ"
Сергей Снежкин родился в Ленинграде в 1951 году. Режиссер фильмов "Петроградские гавроши", "ЧП районного масштаба", "Цветы календулы", "Похороните меня за плинтусом", сериалов "Брежнев", "Белая гвардия" и других. Председатель Санкт-Петербургской организации Союза кинематографистов России.
Кадры со съемок детектива "Контрибуция"