Дорога в провинцию Хама заняла у нас почти три часа и лежала через затяжной горный перевал. Но зато, если на равнине весь день лил проливной дождь, то сразу за горами нас встретила хоть и ветреная, но солнечная погода.
В деревне Айн Эльбет, что в пяти километрах от Хамы, собрались старейшины и главы администраций десятка ближайших сел и около 2 тысяч местных жителей. Всего в пятнадцати километрах отсюда продолжаются бои - несколько крупных населенных пунктов остаются в руках террористических группировок. Кстати, именно здесь три дня назад при заходе на посадку был сбит сирийский истребитель МиГ-21. По предварительной информации сирийской стороны, это мог быть пуск "Стингера".
Причем в США называют окопавшихся вокруг Хамы террористов "умеренной оппозицией". Хотя по факту никакого отношения ни к оппозиции, ни даже к местным жителям эти боевики не имеют. Настоящих оппозиционеров, уже готовых прекратить боевые действия, удалось увидеть на подписании документа о мире.
По сути, все суннитское население, проживающее здесь, находилось в оппозиции к действующей власти. Многие взяли в руки оружие и даже воевали против правительственных войск. У многих в руках оружие так и осталось, только теперь это отряды народного ополчения и самообороны, которые защищают свои деревни от пришлых террористов.
Именно по этой причине на подписании мирного протокола были приняты повышенные меры безопасности - "прилететь" тут может с любой стороны не только пуля, но даже мина или ракета.
По периметру вокруг деревни стояли джипы-пикапы с крупнокалиберными пулеметами, а сам сход охраняли несколько десятков вооруженных автоматами и гранатометами молодых людей. Причем некоторым из них едва исполнилось 16, но было заметно, что оружие этим пацанам доверили не просто так - очень уверенно с ним обращались.
"Меняемся" - знаками показывает и улыбается один из ополченцев на мой фотоаппарат и свой калашников. "Не могу", говорю ему. Он делает вид, что расстроился, и просит в качестве компенсации его сфотографировать. В это время в одних шатрах, установленных прямо посреди центральной улицы, разместились шейхи, старейшины и главы сельских администраций, а в других - женщины, дети и обычные селяне-бедуины. За один стол с шейхами сел начальник группы примирения в провинции Хама - российский офицер Герман Руденко. В его присутствии и состоялось подписание протоколов.
На мирную жизнь согласились 9 деревень общей численностью около 10 тысяч человек. По словам Руденко, главный смысл этих документов в том, что старейшины соглашаются с тем, что их населенные пункты возвращаются под контроль официальных властей. Государство, в свою очередь, обещает возвратить социальные гарантии и восстановить разрушенную инфраструктуру. Естественно, что те, кто не сложил оружие, должны его добровольно сложить, и тогда им гарантирована амнистия. При этом гарантом всех подписанных мирных соглашений между оппозиционерами и сирийскими властями выступает российская сторона.
- Мы надеемся, что процесс примирения поможет достигнуть одной цели - вернуть мир на территории всей страны и объединиться вокруг президента Башара Асада, - заявил сразу после подписания шейх Ахмад Мубарак, который возглавляет совет старейшин сразу нескольких бедуинских деревень. - А еще мы хотим поблагодарить всех представителей России, которые здесь находятся, а также героических русских летчиков, которые помогают изгнать террористов, пришедших на нашу землю со всего мира.
Сразу после подписания протоколов российские военные стали раздавать гуманитарную помощь - 10 тонн пайков, муки, сахара, круп, консервов, а детям еще и сладостей. Одновременно с этим вели импровизированный прием российские военные медики. Мерили давление старикам, обрабатывали и бинтовали ушибленные и порезанные пальцы мальчишкам, раздавали мази и лекарства от простуды женщинам. Люди радовались и искренне благодарили русских за помощь. Единственное, что их огорчило, - это известие о начале вывода российских боевых самолетов.
- Без ваших летчиков было бы невозможно добиться режима прекращения огня и начала перемирия, - заявил корреспонденту "РГ" мулла Яхья Абъяд. - Мы всегда будем благодарны народу России за то, что приехали защищать нас.
Кстати, с момента начала режима прекращения огня, с 27 февраля, наши военные доставили в села, которые подписали протоколы, более 150 тонн гуманитарки. Общее количество населенных пунктов, с главами которых заключены договоренности о примирении, достигло 51. Сейчас формируются гуманитарные конвои для отправки в провинции Алеппо, Дамаск и Хомс. Общее число вооруженных формирований, которые заявили о выполнении условий прекращения боевых действий, достигло 42.
В данный момент при участии российского центра по примирению враждующих сторон продолжаются переговоры о прекращении боевых действий с лидерами пяти вооруженных формирований, действующих в провинции Алеппо.
Проводы российских летчиков на авиабазе Хмеймим в Сирии