21.03.2016 20:45
Экономика

Часть законов отменят по просьбам бизнесменов

Законы, мешающие бизнесу, будут пересмотрены
Текст:  Игорь Зубков
Российская газета - Федеральный выпуск: №59 (6927)
Минэкономразвития закончило собирать предложения от бизнеса и экспертов об избыточных обязанностях, необоснованных запретах и ограничениях в работе бизнеса, которые были введены с 2013 по первую половину 2015 года. По некоторым из них впервые проведут так называемую оценку фактического воздействия (ОФВ) - процедуру, позволяющую отменять или изменять уже существующие нормативные акты.
Читать на сайте RG.RU

"Уже сейчас к нам поступило более двухсот действующих нормативных правовых актов, начинается их анализ и отбор тех, которые будут включены в план ОФВ на этот год. Среди критериев, по которым будем рассматривать документы, общественная значимость проблемы, на решение которой они были направлены, а также отраслевые приоритеты и количество субъектов предпринимательской деятельности, затрагиваемых актом", - рассказал "РГ" директор департамента оценки регулирующего воздействия минэкономразвития Вадим Живулин.

Официально процедура стартует с 2017 года, но сейчас министерство проводит пилотную оценку, чтобы отработать механизм, выявить нюансы его внедрения.

При оценке уже принятых и готовящихся актов будут анализироваться затраты бизнеса на соблюдение установленных или планируемых правил регулирования. Для этого минэкономразвития подготовило методику оценки стандартных (то есть типичных) издержек.

В правительстве назвали ключевые пункты антикризисного плана

"Например, издержки на предоставление документов, - поясняет Вадим Живулин. - Правотворчество - это в первую очередь математика. И прежде чем вводить те или иные правила, требования, нужно считать, во сколько это выльется. Не только с точки зрения нагрузки на бизнес, а и с точки зрения бюджета, средств, сил, времени, которые необходимы для реализации того или иного нововведения. И поскольку у нас сегодня по-прежнему нередки случаи, когда сложнейшие проекты внедряются без нужных подсчетов, прямо скажу, что мы не ждем колоссального прорыва. Но рано или поздно нужно внедрять этот подход. Мы готовы коллегам из ведомств помочь его освоить, на сайте regulation.gov.ru запустим специальный калькулятор подсчета издержек бизнеса".

Минэкономразвития также предлагает Госдуме внедрить процедуру оценки регулирующего воздействия (ОРВ) для законопроектов, проходящих второе чтение, потому что именно на этом этапе проект может быть изменен кардинальным образом. К правительственным законопроектам это правило уже применяется.

Пятилетняя практика работы механизма ОРВ (за это время подготовлено более 4,6 тысячи заключений) показывает, что эксперты "заворачивают" более трети проектов актов. В прошлом году38 процентов актов, прошедших через сито ОРВ, были признаны избыточными и затратными для бизнеса и бюджета. Часть из них все равно была принята, и среди них - введение платы с "двенадцатитонников" и кассовых аппаратов с функцией онлайн-передачи информации о расчетах налоговикам.

"Когда мы только эти фильтры настраивали, таких документов (получающих отрицательное заключение, но тем не менее принимаемых. - Прим. ред.) было до 10 процентов, сейчас это единицы, - отмечает Живулин. - Все меньше случаев, когда в минюст или в правительство вносятся документы без заключения об ОРВ. А получив отрицательное заключение, разработчик должен провести с нами согласительные процедуры. Бывают случаи, и их довольно много, когда ведомство с нами несогласно, оно вносит в минюст или в правительство свой документ с протоколом согласительного совещания, с таблицей разногласий и с отрицательным заключением. И тогда коллеги либо у нас запрашивают дополнительную информацию, либо просто "разворачивают" этот документ, подтверждая тем самым сделанные нами выводы".

Тем не менее, возможность придать ОРВ блокирующий статус в минэкономразвития не рассматривается. "Какие бы благие цели ОРВ ни преследовало, это тоже одна из оценок, одно из мнений, - говорит Вадим Живулин. - Нельзя в сложной межведомственной системе со многими участниками отдать приоритет одному из них и сказать, что у него есть исключительное право, которого нет у другого. В этом смысле блокирующий статус может даже повредить, потому что будет явно мешать конкуренции аргументов. К тому же иногда приходится выбирать между противоположными экспертными позициями, отражающими разные группы интересов в одной и той же сфере регулирования, когда один и тот же законопроект кем-то активно критикуется, а другая сторона говорит, что без этого законопроекта отрасль умрет".

Минпромторг пропишет в законе правила работы передвижных палаток

Минэкономразвития пытается зайти и с другой стороны и предлагает упорядочить весь процесс нормотворчества, снова поднимая вопрос "закона о законах". "Мы проанализировали весь массив документов и нашли больше 40 нормативных правовых актов, которые так или иначе регламентируют процесс правотворчества. Если это все свести в единый алгоритм действий, который нужно выполнить разработчику, получается большая и громоздкая схема. В этом процессе много разношерстных процедур, они не синхронизированы по срокам, в них не всегда четко описано, когда выполнение одной процедуры может освободить от другой", - объясняет Вадим Живулин.

Один зашел, другой на выход

В этом году в полном объеме должен заработать еще один новый, революционный вид экспертной оценки. Исходя из труднопереводимого на русский принципа one in - one out, разработчик акта, который вводит какие-то новые, затратные для бизнеса требования, должен будет компенсировать их соразмерным снижением издержек за счет отмены каких-либо уже действующих правил в той же сфере регулирования. Этот механизм должен стать реальным шагом по сокращению нормотворчества.

Малый бизнес Минэкономразвития