76 процентов подтвердили, что экономили на одежде последний год, еще 49 процентов заявили, что готовы заняться перепродажей собственного гардероба. В такой ситуации необходимость покупки нового вечернего туалета выглядит для многих как апокалипсис.
Но жизнь продолжается и порой нужно отлично выглядеть и на корпоративном мероприятии, и на свадьбе у близкой подруги. Владельцы столичных дресс-баров говорят, что нащупали "голубой океан" и на отсутствие клиентов не жалуются.
Как и большинство хороших идей последнего времени, дресс-бары пришли к нам с Запада. Концепция проекта проста: клиенты приходят в студию, где арендуют вечернее, коктейльное или даже свадебное платье. Здесь же можно подобрать аксессуары, украшения и обувь. Многие бары предлагают профессиональную прическу и макияж.
Стоимость аренды платья на пару дней варьируется от 2 до 12 тысяч рублей. Еще примерно 10-30 процентов стоимости туалета уйдет на залог. Его владельцы сервиса пустят на химчистку, если клиент вернет платье в ненадлежащем виде. Средний чек у дресс-баров колеблется от 5 до 8 тысяч рублей. При этом в зависимости от платья цена на него в ритейле может быть от 15 до 400 тысяч рублей.
Елена Лисянская, основатель и арт-директор студии авторских свадеб Oh, Wedding!, пользуется услугами дресс-баров последние три года, как в личных, так и в профессиональных целях.
"Я арендую платья для выходов в свет. Подобный сервис как палочка-выручалочка: ты каждый раз можешь выглядеть модно и по-новому, сэкономив на покупке платьев приличную сумму, ведь вечерние наряды не наденешь дважды", - говорит она.
Москвичка Елена Фукс специально дресс-бар не выбирала. В Instagram случайно наткнулась на аккаунт одного дресс-бара, подписалась ради красивых фотографий в ленте. Когда подруга пригласила на свадьбу летом, решила попробовать сервис.
Впечатлил широкий выбор платьев: и длинных, и коктейльных, и вечерних, и летних - разных цветов и фасонов. Кроме платья можно взять напрокат и клатч, и украшения. Из минусов - высокие цены на некоторые платья и большой спрос на популярные модели в высокий сезон (сезон свадеб, Новый год).
Популярность дресс-баров последнее время только растет: цены на одежду скакнули вверх, а качество у демократичных брендов упало. Наиболее ощутимо подросла стоимость модных вещей со сложным кроем - коктейльные и вечерние платья, декоративные блузы. В то же время кризис подкрепил зародившийся тренд экономичности, и покупать стали реже, больше фокусируясь на универсальных базовых моделях.
Ануш Гаспарян, коммерческий директор Fashion Consulting Group, говорит, что с началом кризиса начали расцветать комиссионки и открываться сервисы по прокату нарядов. Однако какого-то значительного влияния на фэшн-ритейл они не окажут, уверена она. Это просто новая, востребованная сейчас ниша, которая будет расти, но не более чем, к примеру, индивидуальный пошив.
Основные клиенты дресс-баров - девушки 20-35 лет, которые стремятся хорошо выглядеть на мероприятиях и стали задумываться о термине финансовая экология, отмечает Лина Дембикова, celebrity стилист и основатель Dress Up Bar. Причем портрет клиента расплывается - в бар приходят подростки (младшие сестры клиенток) и взрослые обеспеченные женщины, которым необходимо платье "на выход". Раньше они не допускали мысли об аренде, но в изменившихся условиях разумно отнеслись к бюджету.
Наиболее популярные модели - это платья А-силуэта, а также вечерние и коктейльные платья черного цвета. Есть и минусы. "Вечерние платья ведущих мировых брендов (Vera Wang, Oscar de la Renta, Chanel, Roberto Cavalli и др.), как правило, представлены не самыми последними коллекциями. Поэтому для себя я выбираю что-то из альтернативных дизайнеров - среди них можно найти действительно нечто интересное", - рассказывает Елена Лисянская.
Людмила Булавкина, основатель сервиса аренды платьев Look100 и сооснователь сервиса аренды вещей Rentmania, запустила свой проект в 2011 году, частично скопировав американский Rent the Runway. Начиналось все с личной коллекции собственных нарядов и платьев подруг. Бизнес строился на массовом приеме на комиссию платьев и дальнейшей сдаче их в аренду с разделением прибыли. Основные стартовые инвестиции ушли не на закупку платьев, а на маркетинг и привлечение первых клиентов. "Лишь спустя год концепция полностью изменилась в сторону целевой закупки и формирования коллекции под запросы клиентов. Если бы я стартовала сегодня, то основные средства понадобились бы на формирование коллекции. Это минимум 50-100 платьев на старте, то есть не меньше миллиона рублей", - говорит Людмила.
На протяжении последних трех лет на московском рынке работали 5-6 заметных игроков, у которых в коллекции было по несколько сотен нарядов. В 2015 году на рынок вышло около 20 новых сервисов, каждый из которых пытается сейчас найти свою нишу. Новые игроки - в основном микропредприниматели, частные владелицы нарядов или фешн-блогеры, накопившие значительную базу подписчиц.
В большинстве своем все дресс-бары так или иначе использовали американскую идею. Однако их бизнес-модель трудно воплотить в условиях российской действительности. Они работают по всей Америке, доставляют платья в основном по почте.
Особенность отечественных сервисов по аренде платьев - это комплексные сборы на любое мероприятие, когда можно не только взять платье и аксессуары в аренду, но и сразу же сделать укладку и макияж, тем самым сэкономив время, которое при московском темпе жизни на вес золота.