22.03.2016 23:00
Культура

Михаил Швыдкой: Только в период расцвета империи притягивают иноверцев

Текст:  Михаил Швыдкой (доктор искусствоведения)
Российская газета - Федеральный выпуск: №60 (6928)
Мои школьные представления о том, что Западная Римская империя рухнула под натиском разноплеменных полчищ варваров были сильно поколеблены в середине 60-х годов. Перед поступлением в театральный институт я прочитал пьесу Фридриха Дюрренматта, первая редакция которой была написана еще в 1948 году. Она подтолкнула меня к пониманию того, что все было совсем иначе, чем в моих детских фантазиях.
Читать на сайте RG.RU

В 476 году Ромул Великий не проигрывал никаких грандиозных сражений. Низложения императора добилась его охрана во главе с Одоакром, варваром, который прожил довольно длинную по тем временам жизнь: он родился в 433-м и умер в 493 году. Он был вполне гуманен: сместив своего бывшего патрона с престола в марте 476 года (замечу, 1540 лет тому назад) и провозгласив себя через несколько месяцев, в сентябре, королем Италии, Одоакр назначил Ромулу Великому приличное содержание. И не важно, к какому племени он принадлежал, был ли он готом, скиром, ругом или гунном. Для римлян он был варваром, живущим по законам империи. Дюрренматт опирался на вполне серьезные научные источники, хотя, понятно, швейцарский парадоксалист, ученик Бертольта Брехта, наполнил эту историю столь грустной иронией, которую не могли запечатлеть никакие летописи. На свой манер он развивал шпенглеровские идеи о закате Европы. Не случайно дюрренматтовский Ромул охлаждал воинственный пыл своего префекта Спурия Тита Мамма словами: "Рим давно умер. Ты жертвуешь собой ради мертвеца, ты сражаешься за мираж..." В 476 году разлагающаяся Западная Римская империя растворилась в истории, утратив ценности сколько-нибудь привлекательные для новых обитателей ее территорий.

Михаил Швыдкой: Греческая античность глубоко проросла в современную жизнь

Только в период расцвета империи способны притягивать иноверцев, обращать их в свою веру. Достаточно вспомнить знаменитый апокриф о встрече маркиза де Кюстина с Николаем I, который объяснил ему, что такое русский народ. Когда на придворном балу император спросил маркиза, много ли русских в зале, де Кюстин ответил: "Все кроме меня и иностранных послов, Ваше величество!" "Вы ошибаетесь, - возразил Николай I, - вот этот мой приближенный - поляк, вот немец. Вон стоят два генерала - они грузины. Этот придворный - татарин, вот финн, а там крещенный еврей". "Тогда где же русские? - спросил де Кюстин. "А вот все вместе они и есть русские".

Октябрьский переворот 1917 года, а затем самороспуск СССР изменили все кардинально. Российская империя, как и империя Советская, утратившие идеалы и ценности, разрушенные внутренними противоречиями, развалились на самостоятельные национальные квартиры, в которых поляки захотели быть поляками, казахи казахами, грузины грузинами, а украинцы украинцами. Голос крови оказался важнее любых универсальных идей. А тем более тех, что обнаружили свою историческую бесперспективность. Правда, это несколько иная тема.

Вернемся к пьесе Дюрренматта. Она была написана более чем шестьдесят с лишним лет до того, как Тило Саррацин, известный немецкий политик, в прошлом член Социал-демократической партии Германии, выпустил в свет в 2010 году книгу под названием "Германия. Самоликвидация". В ней он весьма радикально высказался об угрозе исчезновения немецкой нации под натиском "новых кочевников" из стран третьего мира, которые не собираются интегрироваться в социальную жизнь Германии, но, напротив, готовы подмять ее под себя, подчинив своим правилам и обычаям. Еще шесть лет назад книга Саррацина вызвала острейшую негативную реакцию у значительной части немецкой общественности, отстаивающей принципы политкорректности. Выйди она сегодня - не уверен, что ее автор был бы вынужден оставить работу в совете директоров Немецкого федерального банка. Миграционные волны последних лет, террористические акции в Европе и США, кровавое утверждение ИГИЛ (организация, запрещенная на территории РФ - М.Ш.) изменили обывательское отношение к людским потокам, тянущимся с Ближнего Востока и Северной Африки в Европу.

Только в период расцвета империи могут притягивать иноверцев, обращать в свою веру

Миграция в глазах многих европейцев стала не только проблемой, но и угрозой для их привычного существования. Угрозой, способной трансформировать всю европейскую цивилизацию. Обыватель запуган не только настоящим, но и будущим. По прогнозам демографов, при нынешнем режиме рождаемости в 2050 году в Европе без учета мигрантов будет начитываться 600 миллионов собственно европейцев, что на 128 миллионов меньше, чем было в 2000 году. Как справедливо заметила Ольга Четверикова, "в последний раз столь значительное сокращение европейского населения наблюдалось только во время эпидемии чумы в 1347-1352 гг." Европа оказывается неспособной выжить без притока мигрантов.

Михаил Швыдкой: Русская культура всегда отличалась отзывчивостью

Но они в состоянии изменить генотип европейской культуры. Именно поэтому многим кажется, что угрозой становится политкорректность. Так, в романах "Мечеть Парижской богоматери" Елены Чудиновой 2005 года или в бестселлере Мишеля Уэльбека "Покорность" (другой перевод - "Подчинение") года 2015-го Франция становится мусульманской страной с помощью обычных демократических процедур. А коль так, то сами демократические институты должны быть поставлены под сомнение. Если мы хотим спокойствия и комфорта, то надо отменять многие завоевания всей европейской истории, прежде всего базовые принципы гуманизма и демократии. Подобные рассуждения весьма характерны для все более "правеющего" общественного мнения Европы. Конечно, все равны, но кто-то равнее других, - сегодня это стало расхожим рассуждением. Думаю поэтому, что новый Джордж Оруэлл не заставит себя ждать.

Только нужно помнить, что расчеловечивание человека происходит довольно быстро - на эту тему много писали люди поумней меня. Оно начинается с того самого момента, когда высокомерие исключительности становится мотивом борьбы с другими, которым в этой исключительности отказано. И мы стоим перед опасным выбором. Но в ту минуту, когда мы откажемся от выстраданных гуманистических ценностей, мы сделаем первый шаг в небытие.

Культура