Все беспилотные воздушные суда, ввезенные в Россию из-за границы и произведенные в нашей стране, также подлежат строгому учету. Закон предусматривает обязательную регистрацию пилотируемых гражданских воздушных судов, за исключением сверхлегких с массой конструкции 115 килограммов и менее.
По мнению экспертов, закон в первую очередь повышает контроль в сфере малой авиации и использования беспилотных летательных аппаратов. "Важно, чтобы беспилотными воздушными системами не могли воспользоваться лица, которые потенциально могут навредить остальным гражданам своими действиями, - пояснил первый заместитель генерального директора НПО "Родина" Леонид Богуславский. - Многие используют квадрокоптеры для проведения фотосъемок, но это с первого взгляда безобидное занятие может обернуться слежкой за частной жизнью граждан. Также были опасения, что небольшие беспилотники могут быть использованы террористами".
За последние 5 лет произошла настоящая революция в этой сфере, и количество беспилотников по большому счету сейчас не поддается никакому контролю, купить такой аппарат можно за пару тысяч рублей и использовать в любых целях. И прогресс существенно опередил развитие законодательной базы не только в нашей стране. Например, в США, где количество беспилотников оценивается в сотни тысяч, а обязательная регистрация была внедрена только в прошлом году.
В США помимо того, что каждый владелец обязан зарегистрировать свой беспилотный летательный аппарат, он должен выполнять определенные правила при управлении. "Например, не управлять беспилотниками над стадионами и над большими группами людей", - добавил Богуславский.
Помимо учета количества беспилотников введение обязательной регистрации по сути позволит привлекать к ответственности собственника летательного аппарата в случае нарушения закона с использованием беспилотника. Например, если причинен вред имуществу, осуществлялось незаконное слежение или нарушение воздушного пространства охраняемых объектов. "В принципе привлечь к ответственности за это можно и сейчас, но установить собственника такого аппарата без регистрации крайне проблематично", - отметил руководитель практики разрешения споров ИФК "Горизонт Капитал" Василий Ицков.
По словам специалистов, вопрос о необходимости регистрации игрушечных самолетов и вертолетов возник еще в начале работы над законопроектом. "С одной стороны, регистрация игрушек выглядит довольно странно, но, с другой стороны, с точки зрения закона само понятие "игрушки" не существует: согласитесь, совершенно не важно, с использованием какого предмета нарушается закон, игрушечный он или настоящий, - заметил Василий Ицков. - Закон дает четкое определение беспилотному воздушному судну. И при этом также устанавливает, что "беспилотные воздушные суда, за исключением беспилотных гражданских воздушных судов с максимальной взлетной массой 0,25 килограмма и менее", подлежат обязательной регистрации".
Наши новеллы вполне совпадают с общемировыми тенденциями. Но пока остается открытым вопрос, как будет проходить регистрация. В большинстве стран она проходит в онлайн-режиме, как это будет реализовано в РФ, даже сейчас не до конца понятно.