Они составили административный протокол по статье "Нарушение правил использования воздушного пространства". Мужчину обязали явиться в суд, где на него, скорее всего, будет наложен административный штраф в размере от 3 до 5 тысяч рублей. Такое наказание предусмотрено в КоАП для физлиц, нарушивших правила использования воздушного пространства, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния.
Отметим, что это был далеко не первый случай запуска беспилотника возле Кремля. Так, в сентябре 2015 года в Москве были задержаны двое приезжих из Германии, которые запустили квадрокоптер на Красной площади. Иностранцы рассказали, что собирались снять красивые виды Москвы и выложить их в Интернет. На них также был составлен протокол по той же статье КоАП.
Самый громкий же случай, связанный с штрафованием владельца беспилотника, произошел летом 2014 года в Сыктывкаре. Там на 50 тысяч рублей был оштрафован бизнесмен, организовавший доставку пиццы с помощью беспилотников. Однако апелляционная инстанция позднее отменила это наказание, указав, что полеты легких беспилотников пока не регулируются Воздушным кодексом РФ.
В конце прошлого года этот законодательный пробел был устранен. Федеральный закон "О внесении изменений в Воздушный кодекс РФ в части использования беспилотных воздушных судов" президент РФ Владимир Путин подписал 30 декабря 2015 года. Правда, вступит в силу он только в середине апреля текущего года. С этого момента радиоуправляемые вертолеты, квадрокоптеры и другие беспилотники, которые сегодня абсолютно бесконтрольно летают над нашими головами, окажутся вне закона. Документ обязывает регистрировать в госреестре гражданских воздушных судов все беспилотники массой более 250 граммов.
О том, что в нашей стране необходимо принять меры по госрегулированию использования беспилотников, говорилось давно. Известны случаи, когда использование квадрокоптеров в зоне аэропортов едва не приводило к печальным последствиям для самолетов.
По мнению законодателей, на беспилотники должны распространяться те же нормы и правила, что приняты и действуют в отношении других воздушных судов. Речь идет о сертификации, госрегистрации, допуске к выполнению полетов, обеспечении безопасности, расследовании авиационных происшествий.
В законе также отмечалось, что порядок госрегистрации беспилотных судов предстоит разработать правительству РФ. В конце января минтранс вынес на публичное обсуждение проект постановления правительства, согласно которому регистрацию произведенных в России или ввезенных в страну беспилотных воздушных судов будут курировать Росавиация и ФСБ.
Для того чтобы пройти регистрацию, владелец беспилотника должен будет подать заявление в произвольной форме о дроне и его собственнике в Росавиацию. В заявлении необходимо будет сообщить тип беспилотника, его серийный номер, дату изготовления, наименование изготовителя, назначение, тип и количество двигателей, их мощность и максимальную взлетную массу. Кроме того, заявитель должен будет оставить свои имя, адрес, телефон и ИНН.
После регистрации беспилотнику присваиваются государственный и регистрационный опознавательные знаки, которые наносятся на дрон.
Также дрон надо будет поставить на учет в ФСБ, сообщив те же данные, что и при регистрации. После этого ФСБ выдаст справку о постановке беспилотника на учет. Информация о подразделениях службы, куда нужно будет подавать заявления, появится в Интернете.
Стоит отметить, что проблемой бесконтрольного полета беспилотников озаботились и власти США. Недавно Федеральное управление гражданской авиации США выпустило свод правил, согласно которым все владельцы радиоуправляемых дронов обязаны зарегистрировать свои устройства в национальной базе данных, а также предоставить персональные данные о владельце. Пользователи, имевшие на руках летательные аппараты, должны были встать на учет до 19 февраля 2016 года.
Тем временем довольно оригинальный, но вместе с тем эффективный способ борьбы с беспилотниками-нарушителями взяли на вооружение в Голландии. Правоохранительные органы Нидерландов запустили тестовую программу по обучению орлов ловле неопознанных беспилотников. Как ожидается, полиция будет прибегать к услугам хищных птиц только в экстренных ситуациях, когда использование другого дрона-перехватичка может представлять угрозу для жизни людей.