В стране растет экономическое неравенство. Недавно Элла Памфилова прямо предложила отнести запредельный разрыв в доходах самых богатых и самых бедных, наблюдающийся сейчас в России, к одной из значимых внутренних угроз для государства. Через год показатель разницы доходов между 10 процентами наиболее и наименее обеспеченных может вырасти с 16,5 до 20 раз, это предупреждение из ее доклада как Уполномоченного по правам человека в РФ.
- Традиции - важная вещь. И то, что состоятельные люди выбрали в качестве жанра именно традиционную свадьбу, где ритуалы всегда красивы, это по-своему хорошо, - считает психолог Ольга Маховская. - Сегодня, когда многие отказываются от свадеб, молодые пары обходятся вечеринкой для друзей и "накрытием поляны" для пристающих родственников, элита - а богатые люди в любом случае элита хотя бы по возможностям - демонстрирует приверженность традициям. И даже пирог величиной с самосвал никого бы не смутил. Невесты всегда красивы и трогательны, независимо от того, в стразах у них платье или в алмазах. С психологической точки зрения свадьба - момент триумфа человека, таких немного в жизни. И понятно желание сделать ее красивой, эффектной, пригласить на нее самых известных людей в подарок молодым и в соответствии со своими вкусами". На все это хозяева имеют право. Но...
Фантастические свадебные расходы действуют на публику угнетающе, потому что демонстрируют огромный разрыв в доходах, который во всем мире считается косвенным показателем социального неблагополучия, подчеркивает Ольга Маховская.
- У нас не приживается американское понятие политкорректности, тем более нам надо вспомнить почти забытое слово "такт", настаивает она.
Пышная, бурная свадьба у состоятельного человека имеет уже свои каноны, вписана в историю и российскую, и мировую. Но за нею все-таки должен быть виден "код поведения" богатого человека, а не шокирующее публику содержание.
- Богатство включает в себя не только большие деньги, но и умение распоряжаться ими, - считает актер Леонид Ярмольник, тоже небедный человек. - Тут важны характер и воспитание, и хороших примеров уже немало. Очень богатые люди могут демонстрировать не богатство как таковое, а богатство страны, богатство духа, свое соучастие в значимых для всех делах: и в спорте, и в искусстве, и в восстановлении памятников, и в открытии школ и библиотек.
Но, по мнению Леонида Ярмольника, есть люди с немереными деньгами, которые используют деньги для демонстрации лишь своей финансовой мощи и зачастую чрезмерной безвкусицы. "Иному человеку большие деньги не помешают остаться интересным и полезным обществу. А если такта нет, то деньги не спасут, - говорит Леонид Ярмольник, добавляя, что сейчас не очень уместно рассуждать о величине богатств. - Когда дорожают продукты и снижается уровень жизни "среднего класса" и малоимущих, разговор о странностях любви богатых и к богатым не ко времени. Хотя бы потому, что последних не волнует, сколько стоит пакет молока.
Интересно, что в деревне Подушкино, рядом со знаменитой Барвихой, у Леонида Ярмольника был дом на улице "богатых", но, по словам старосты села, он единственный заботился о том, что волновало жителей небогатой части села - о расчистке и обустройстве берега реки, уборке улиц. И оставил о себе в Подушкине самую добрую память.
- Я никогда не считал себя ни богатым, ни бедным, но у меня всегда хватало денег, - рассказывает Леонид Ярмольник. - Я не демонстрирую ложную скромность и не езжу на "Жигулях". Езжу на "Мерседесе", но я очень много работал для того, чтобы ездить на нем. И он появился у меня в 45 лет. А еще, если я чувствую, что могу кому-то помочь, - помогаю. Меня так воспитали родители, учителя, друзья...Но социальная ответственность заключается не только в этом. Талантливый и воспитанный человек, заработавший денег, сам по себе социально ответственен. Он хорошо видит и слышит, что происходит вокруг него. Я знаю много примеров, когда люди намного богаче меня серьезно помогают и решают вопросы, которые не успевает решать государство.
- У меня, наоборот, ощущение, что большинство благотворительных дел богатым навязывают в высоких кабинетах, - возражает Ольга Маховская. - А вот если бы параллельно с поразившей всех свадьбой произошла какая-то благотворительная акция, такая же громкая и сопоставимая по цифрам, например Дженнифер Лопес или Алла Пугачева спели бы за деньги свадьбы для всех, ситуация бы смягчилась. Напомню, что свадьба в маленьком городе или деревне - это открытые ворота. Всем можно зайти, посмотреть, и если не за стол сесть, то погулять, потанцевать, дети рядом толкутся. А на этой свадьбе была обстановка закрытости, понятно, что из соображений безопасности, но ведь не только. Это еще и показатель закрытости прослойки очень богатых россиян. Я бы предложила термин "социальная чуткость". Социально чуткими должны быть и олигархи, и все мы. Никому не нужен кусок свадебного пирога, но всем нужно ощущение нераздельной и неразделенной от бесчувствия страны. Богатством надо делиться. Хотя бы потому, что оно преходяще. Особенно когда в стране кризис, и у многих людей снижается горизонт возможностей.