Добровольное открыто в 1989 году. По данным специалистов, его запасы оцениваются в 7067 тонн и стоят на государственном балансе. Поэтапный ввод месторождения в эксплуатацию позволит предприятию к 2025 году увеличить объем добычи с нынешних 590 до 700 тонн радиоактивного сырья в год. Это третье по счету месторождение урана в регионе.
- На Далматовском у нас уже пятнадцатый год ведется промышленная отработка, Хохловское - в стадии опытно-промышленных работ. У нас положительный опыт добычи, никакой опасности нет, ведь Добровольное по геологическому строению аналогично первым двум месторождениям, - заверил главный геолог предприятия Юрий Лаптев. - К тому же мы используем самый безопасный способ добычи - скважинное подземное выщелачивание. Этот метод применяется во всем мире уже в течение 40 лет.
Местных жителей убеждают: предприятие под строжайшим контролем надзорных ведомств, за безопасностью строго следят. А с точки зрения экономики разработка нового месторождения выгодна территории. По словам начальника управления областного департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Юрия Василюка, в 2010-2015 годах добыча урана в регионе выросла, а с ней и отчисления в бюджеты. Например, в областную казну в 2014 году поступило 40 миллионов рублей налога на добычу полезных ископаемых, а в 2015-м - более 50-ти.
- В сегодняшней экономической ситуации для области это немалые средства, - говорит чиновник. - А если посчитать все налоги, сумма возрастет многократно. К тому же на предприятии работают более 400 человек, 99 процентов из которых - жители региона. Это тоже существенно, если учесть, что в Курганской области почти девять тысяч безработных.
Далматовцы рассказывают, что с приходом уранодобывающего предприятия жизнь в районе заметно оживилась. За счет его платежей формируется треть местного бюджета. 60 процентов объема промышленного производства в районе тоже дает "Далур". Благодаря ему Далматовский район оказался в тройке лучших муниципалитетов по привлечению инвестиций, кроме того, он ежегодно получает от компании от 3 до 15 миллионов рублей на решение социальных проблем.
- У нас люди в очереди стоят, чтобы устроиться на это предприятие, - говорит глава Уксянского сельсовета Юрий Богдашов.
Изменится ситуация и в бедном сельскохозяйственном Звериноголовском районе, где самая большая безработица, обещают в компании. Ее специалисты поделились радужными подсчетами: за время эксплуатации месторождения платежи в бюджеты и внебюджетные фонды составят около 30 миллиардов рублей, к 2018 году в штате будут работать 32 сотрудника со среднемесячной зарплатой более 38 тысяч рублей.
Районные власти такой перспективе радуются, а вот люди все же боятся. Причем их опасения основаны не только на обывательском страхе перед словом "радиация".
- Впервые я узнал о том, что у нас будут добывать уран, еще в начале 1990-х, - рассказал корреспонденту "РГ" один из инициаторов проведения референдума, в прошлом руководитель районного комитета по экологии Николай Афанасьев. - В наших краях тогда работали геологи, ходили слухи, что они ищут нефть. Позже выяснилось - уран. Как у всякого нормального человека, у меня сработал инстинкт самосохранения, и я предметно занялся изучением этого вопроса. В результате пришел к выводу, что планируемая добыча урана в Звериноголовском районе влечет за собой опасность радиоактивного загрязнения подземных вод и реки Тобол. В нашем районе находится прекрасный курорт. Кто сюда поедет, когда узнает по уран?
Большие сомнения безопасность добычи вызывает и у ученых.
- Далматовский район пусть помолчит, у них нет Тобола, - категорично заявил заведующий кафедрой ботаники и генетики профессор Курганского госуниверситета (КГУ) Николай Науменко. - Во время наводнения вода в реке, бывало, поднималась до 11,5 метра. Например, в 1994 году такое случилось как раз в том месте, где планируется разместить предприятие. Где гарантия, что его не зальет? А что касается экономической выгоды для Курганской области, то по сравнению с прибылью предприятия это смешные цифры.
По мнению заведующего кафедрой "Экология и безопасность жизнедеятельности" технологического факультета КГУ Сергея Белякина, что бы ни говорили о безопасности добычи урана, гарантировать ее на сто процентов нельзя. Поэтому, прежде чем запускать процесс, нужно просчитать заранее все негативные последствия и взвесить, что дороже: здоровье людей или деньги?
Виктор Крупец, начальник отдела геологии и лицензирования по Курганской области:
- На участки федерального значения лицензии выдают Роснедра. Тем не менее мы контролируем условия выполнения лицензионных соглашений. Беспокойство жителей Звериноголовского понять можно. При слове "уран" у многих сразу возникают ассоциации с Чернобылем или "Маяком". Между тем "Далур" имеет дело с природным ураном, его нельзя ставить в один ряд с этими событиями. На предприятии обязательно будет проводиться мониторинг состояния окружающей среды на поверхности почвы, в лесу, словом, везде, в том числе и по водоносному горизонту в реку Тобол. В этом плане опасения жителей напрасны.