Другим важным аспектом при реализации стратегии импортозамещения является ее сложное встраивание в существующую модель экономического развития страны как сырьевой экономики. Структура российской экономики, в большинстве своем экспортирующая сырье и продукцию низкого передела, ориентирована на обеспечение немалой части внутреннего спроса импортными товарами.
Поэтому изначально импортозамещение может отторгаться сложившейся системой и субъектами экономических отношений, выстроенных в России на протяжении последних десятилетий. Либеральная политика открытости российской экономики все эти годы не предполагала никаких неэкономических рисков и проблем во взаимоотношениях со стратегическими партнерами. Но, как выяснилось, подобные риски были и будут всегда, и недооценка их, безусловно, оказалась большим упущением в выстраивании долгосрочных партнерских отношений с ближними и дальними соседями.
В политике импортозамещения есть приоритетные задачи. Безусловно - это вопросы обороноспособности и военно-технического строительства при создании вооружений и спецтехники. Но есть и не менее болезненные темы. Например, медикаменты. Доля импортных препаратов и основ для их производства на сегодняшний день доходит до 75 процентов.
В таких отраслях, как тяжелое машиностроение, электронная промышленность, по отдельным позициям доля импорта доходит до 90 процентов. Наименее зависимы в части поставок мяса - до 38 процентов, молока - 20 процентов, овощей - 16 процентов. Но вот по фруктам - 60 процентов, сахару - 42 процента. По одежде экономкласса - 65 процентов.
В связи с этим, на мой взгляд, необходим единый государственный план действий, в основу которого должны войти предложения регионов по проектам развития программ импортозамещения на своей территории. В частности, возможно напрямую увязать проекты новой индустриализации старопромышленных регионов ЦФО с госпрограммой импортозамещения.
В таких областях, как Воронежская, и многие, подобные ей деиндустриализованные за годы рыночных трансформаций старопромышленные регионы, до сих пор сохранился и накоплен огромный качественный человеческий капитал, профессиональный опыт и культура производства, специализированные образовательные учреждения и вузы, уникальные научные разработки и современные технологии, инфраструктура и оборудование.
То есть имеется практически весь набор необходимых базовых ресурсов для возрождения области как региона опережающего развития импортозамещающих производств по разным направлениям наукоемкой и традиционной продукции. В этом вижу очень большие перспективы придания нового импульса развитию регионам, возможность долгосрочного решения накопившихся проблем социально-экономического развития и полномасштабного раскрытия мощного творческого потенциала воронежцев, традиционно способных производить сложную инновационную продукцию, не имеющую аналогов в мире.
Воронеж, например, был и остается крупным центром разработки и производства уникальной микропроцессорной техники и авионики. Но если зашел разговор о самолетах, то в регионах с нетерпением ждут решения руководства страны о возрождении производства на воронежских и других предприятиях России целой серии дальнемагистральных широкофюзеляжных самолетов семейства ИЛ разработки АО "Авиационный комплекс имени С. В. Ильюшина", таких как Ил-96-300, Ил-96М, Ил-96Т, Ил-96-400T и Ил-96-400М.
Большим плюсом при реализации подобных планов является то, что производство ИЛ-96 в Воронеже не прекращалось. Модернизация существующей базовой модели и постановка ее модификаций (того же Ил-96-400М) на поток требует существенно меньших затрат, нежели разработка нового авиалайнера. А наличие действующих международных сертификатов на базовую модель этого самолета в России и в США делает его вполне конкурентоспособным как в текущем, так и в перспективном периоде производства и эксплуатации. Дополнительным фактором привлекательности данного проекта является и более низкие эксплуатационные расходы при эксплуатации модернизированной версии Ил-96-400М. Так, замена двигателя ПС-90А1 на более экономичный - ПД-14М дает значительное уменьшение расхода топлива и затрат на техобслуживание силовой установки. Вместе с другими улучшениями самолета это позволяет приблизить Ил-96-400М по операционной экономике к таким западным моделям, как Boeing 777-200 и Airbus A330-300.
На пути реализации программы импортозамещения много проблем технического, финансового, организационного, кадрового и иного порядка. Но основной проблемой, безусловно, является сама возможность формирования новой экономической политики, нацеленной на постепенный переход от сырьевой модели экономического развития страны на более устойчивый и перспективный инновационный путь. Путь самодостаточного сбалансированного развития страны за счет имеющихся внутренних ресурсов и раскрытия творческого потенциала россиян. Именно при таком сценарии можно говорить о возможности использования политики импортозамещения как эффективного инструмента при переходе российской экономики к новому, технологическому укладу и инновационной модели развития.