В кабинете директора на столе стоит табличка с цитатой Черномырдина: "Не надо даже думать о том, что настанет время, когда будет легче". Сам Серпионов в черной футболке, на которой портрет Че Гевары, с микрофоном в руке и загадочная надпись "Vonoipres nadegnee MHS". Это потом Виктор расскажет, что на футболке вовсе не пламенный кубинский революционер, а он сам на сцене студенческого театра в годы учебы в университете. Смысл надписи до конца беседы останется для меня секретом.
Что говорят о Серпионове собратья-журналисты? Что с ним никогда не скучно, и это аксиома. Но самую емкую характеристику директору объединенной редакции радио "FM на Дону" дал, наверное, поэт и писатель Дмитрий Быков, когда попытался взять интервью у Тото Кутуньо, несколько лет назад приехавшего с концертом в Ростов. За помощью Быков обратился тогда именно к Серпионову и вот что написал впоследствии: "Позвонил чудесному ростовчанину, некогда однокашнику Дмитрия Диброва по местному журфаку, теперь главному редактору "Эха Ростова". Этого хитрого казака, большого сибарита по жизни, зовут Виктор Серпионов, и он знает о происходящем в Ростове все, если не больше".
Попал Быков в десятку, Виктор Иванович?
Виктор Серпионов: В основном все правильно, кроме "хитрого". Я не считаю себя шибко хитрым. Хотя… Казаки-то всегда были себе на уме. По матери я человек кавказский, а по отцу - стопроцентный казак, так что, наверное, какая-то природная хитрость все же есть.
Мне действительно интересно все, что происходит в Ростове. В пору работы на "Эхе Ростова" у нас была лучшая информационная станция в городе. Через нас проходило огромное количество новостей, многие журналисты ссылались, а если не ссылались, то "паслись" на этом ресурсе точно. Всем важно было понимать, что, как и почему происходит. Мы с этим помогали коллегам. Брали событие, разбирали на простейшие элементы, анализировали и складывали обратно. В итоге создавали вместе с экспертами 3D-картинку, с разных сторон освещающую событие. Теперь у меня другая работа - редакция "FM на Дону", но как я ни пытаюсь собрать швейную машинку, получается автомат Калашникова. Мы и здесь стараемся создавать 3D-картинку события. Своих выводов не делаем, это удел слушателя. С нас только чистая информация. И еще один секрет. Надо подавать новость так, чтобы слушатель захотел ее пересказать. В идеале необходимо сделать из новости историю. Я понимаю, что это подход перфекциониста, но так надо работать. Мы уже добились того, что стали лучшей информационной станцией на юге страны. На региональном этапе всероссийского фестиваля заняли два первых и три вторых места. В конце апреля нас ждет финал в Москве. Разумеется, мы обращаем свои месседжи к Богу, но кто-то сказал: "У Бога нет других рук, кроме твоих", так что все надо делать самим.
Наша редакция, входящая в холдинг "Дон-медиа", создает информационный контент для трех радиостанций: "FM на Дону", "Вести FM" и "Бизнес FM. Ростов". Нас слушают в 20 городах области. В общей сложности в день получается около семи часов информационного вещания. Нереальная цифра для радийщиков, но мы это делаем. Если попытаться это как-то перевести в формат газеты, то получается 90 страниц A3 в день. Это новости, интервью, репортажи, тематические программы. Такой объем работы делают восемь человек.
В общем, понедельник начинается в субботу. С вами, наверное, нелегко работать?
Виктор Серпионов: Была серьезная ротация, прежде чем коллектив устоялся. Все, безусловно, трудоголики. Мои ребята не только трудолюбивые, но и реактивные, и умные. А некоторые - очень умные. Это прекрасно, когда сотрудники умнее директора. Я командный игрок: инициирую идею, обсуждаем и все вместе ее реализуем. Примерно, как на казачьем майдане. Но есть, конечно, ситуации, когда я говорю: "Все. Делаем так". Да, я всех предупреждаю на первой встрече, что легко не будет. Возможно, придется в четыре утра поехать за репортажем на свалку или в морг, и надо быть внутренне готовым к тому, что это нормально. Но! Самое главное - получать от работы кайф. А влюбленные в работу часов не наблюдают.
Почему вы выбрали жанр русской эстрады для музыкальной части радио "FM на Дону"?
Виктор Серпионов: В свое время я открыл на частоте 100,7 радио "Шансон". Понимал, что шансон - как раз наша тема, ростовская. У ростовчан есть такое качество - гиперпатриотизм. А уж если в песне что-то про наш город, мы все покорены. Проект был очень успешен. Нынешняя наша аудитория - 35 плюс, это в основном любители русской эстрады с вкраплением шансона, ретро. Ориентируясь на них, и выбирали музыкальное направление.
Наверняка ваши друзья не единожды звали вас на работу в Москву. Не жалеете, что не согласились?
Виктор Серпионов: Лет 15 назад звал Дмитрий Дибров вести телеигру. Я отказался. Прав ли я был? "Нам не дано предугадать..." Я работал в ту пору главным редактором телеканала, собрал команду интересных и талантливых коллег и не захотел бросать проект. В жизни каждого из нас были такие реперные точки, когда от принятия решения зависело твое будущее. Сложилось так, как сложилось. Согласись я тогда, жизнь была бы другой, но вот какой другой, неизвестно.
Виктор, а что все-таки написано на вашей футболке?
Виктор Серпионов: В студенческие годы с нами учились поляки, и у них были симпатичные сумки из холста. Я решил сделать такую же сам. Купил кусок льна, прострочил, пришил лямки и напечатал на ткани "Vonoipres". Все считали, что я где-то раздобыл себе супермодную заграничную вещь. Потом я раскрыл, что, если прочитать слово наоборот, получится моя фамилия английскими буквами. Мой друг Саша Пхида (Александр Пхида - известный ростовский журналист и режиссер) вспомнил эту историю и подарил на Новый год вот такой сувенир. Никто, кроме самых близких друзей, не понимает смысла этой надписи. Что ж, если кто-то еще действительно не знал, что Виктор Серпионов надежней МЧС, то теперь это ни для кого не секрет.
Все знают, что Виктор Серпионов - человек из КВНа. Помогает эта закалка в работе?
Виктор Серпионов: Слышал много раз, что я из КВНа. Анекдот есть такой. Ленин взбирается на броневик для выступления, и вся площадь скандирует: "Леннон! Леннон!" - "Я не Леннон, я - Ленин". Все опять: "Леннон! Ленон!" - "А, черт с вами", - соглашается Ильич и запевает: "Come together right now over me..." Так вот. Я никогда не играл в КВН. Была пора СТЭМов, студенческих театров эстрадных миниатюр. Там мы и блистали с друзьями. Мы снимались в программе "Веселые ребята" Центрального телевидения. Дмитрий Дибров, я и еще несколько наших друзей ездили в Габрово на Всемирный фестиваль сатиры и юмора. Безусловно, студенческий театр что-то добавил в мое мироощущение, а дружба, завязавшаяся в ту пору, и сейчас служит. Много эксклюзивной информации можно получить не через пресс-секретаря, а напрямую, но только в том случае, если ты находился в неформальных отношениях с этим человеком. Это когда отчество своего студенческого друга узнаешь, прочитав табличку на двери его кабинета. А в жизни он для тебя просто Вася. Конечно же, если у человека есть чувство юмора, это помогает во всем, в том числе в работе. Еще необходима самоирония. Так ориентирую и своих журналистов. Нельзя, например, в интервью фамильярничать с собеседником, даже если вы с ним давно знакомы. Не вы в центре внимания, а ваш респондент. Как говорил Будда: "Кто главный человек на свете? Тот, кто сидит напротив тебя". Надо внимательно не только слушать собеседника, но и слышать его.