"На меня абсолютно никто не влиял. Рисование - это мой порок. Я, по совести, поэт, а не художник...", - говорил Анатолий Тимофеевич. Как раз на поэта Зверева и стоит обратить здесь особое внимание. По автобиографическим заметкам и по воспоминаниям современников становится понятно, что художник с ранней юности и до конца жизни писал стихи.
Директор Литмузея, Дмитрий Бак, заметил: "Самой интригующей частью экспозиции для меня явилась зверевская литература. Не потому что она перевешивает его достоинства как художника, а потому что менее известна, доступна и очевидна. И при этом непосредственно связана с живописью. Когда я увидел, как строятся его стихотворные тексты, которые специально расширены на пространство листа, как будто бы на пространство холста, я понял - это тема нашего музея! Ведь в ГЛМ есть рукодельные книжечки Арсения Тарковского, например. Эти работы Зверева ложатся прямо в яблочко!"
Его стихи, словно мазки краски, набросанные на тетрадные листы в спешке, но при этом написаны очень разборчивым подчерком в отличие от отрывков из произведений, которые он цитировал под своими иллюстрациями.
Зверев любил литературу Николая Гоголя. Его иллюстрации к повести "Страшная месть" и "Повести о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем" широкой публике демонстрируются впервые. Зверев удивительно чувствовал Гоголя, его работы настолько гармоничны с текстом, что складывается ощущение - только так, вместе, они и могут существовать. По ним легко можно "прочитать" произведение. Оно и неудивительно: один из кураторов выставки - Валерий Силаев - утверждает: Зверев знал тексты Гоголя наизусть и лишь изредка правил свои цитаты, сверяя с оригиналом. К "Страшной мести" он создал около ста иллюстраций, изображая на бумаге чуть ли не каждый абзац.
Конечно же, выставка не обошлась и без отдельного уголка, посвященного портретам Оксаны Михайловны Асеевой, вдовы поэта Николая Асеева, одной из легендарных сестер Синяковых, в которых, к слову, были влюблены все футуристы. Анатолий Зверев встретил Оксану Михайловну в 1968 году. Эта встреча определила не только линию личной судьбы, но и самую проникновенную и сложную лирическую тему в искусстве художника. Асеевой посвящены и настоящая поэма, в стихах, и несколько десятков стихотворений Зверева.
Также на выставке можно увидеть множество автопортретов Зверева, его иллюстрации к произведениям Лермонтова, которого он также очень любил, Сервантеса, Апулея. Специально к выставке выпущены роскошнейшие книги с его работами, а также поэма Лермонтова "Мцыри" с рисунками художника. Оторваться от этих богатых изданий просто невозможно!
Здесь же можно посмотреть снятый к этому проекту фильм "О поэзии художника Анатолия Зверева" (сценарий Николая Котрелева) и предоставленный "Музеем АЗ" фильм Валерия Залотухи "Садись, детуля, я тебя увековечу!".
На выставке представлены работы художника из собраний Государственного литературного музея, Государственной Третьяковской галереи и коллекций Ивана Кардашиди, Дмитрия Орлова, Сергея Александрова, Александра Ващенко, Марка Курцера, Александра Кроника, Сергея Наметкина, Михаила Рызвановича, Любови Агафоновой, Петра Плавинского.
Экспозиция открыта до 22 мая.
Выставка "Литературные фантазии Анатолия Зверева"Ни о чем
Ни о чем он не пишет
И знает, что уж не о чем
больше писать
мемуары повсюду блещат
и на полках их целый рулон
пруд - пруди сколько книг интересных
сколько разностей милых, смотри
и любовь к этому, даже трепет
а часов уже больше, чем три
не утрируя - есть искусство
оно разно - и флаг ее - всяк
и пустяк, что так все безобразно
голос смелых еще не иссяк
солнце темное
солнце ясное
возле тучки пригрелось
напрасно я
плачу, льется слеза из глаз
дух уходит от нас