05.04.2016 14:43
Общество

Учителя истории обсудят новые учебники и ЕГЭ на съезде в Москве

Текст:  Ирина Ивойлова
На Всероссийском съезде учителей истории в Москве собрались более 500 педагогов истории и обществознания из всех российских регионов. Свое приветствие участникам съезда направил президент России.
Читать на сайте RG.RU

Вот основные вопросы, которые будут рассматривать педагоги: апробация новых учебников истории, подготовка учебно-методического комплекса по этому предмету, преподавание "трудных вопросов", отражение истории регионов в программе и учебниках, методы популяризации исторической науки. Все темы обсуждались с преподавателями заранее, и на съезд вынесли только те, которые вызвали самый большой интерес у учителей.

- У нас с вами общая цель - поддержать любовь к истории. Вы видите, во что пытаются превратить нашу общую историю недобросовестные политики на Украине, выискивая примеры раскола, извращая и замалчивая факты единения. Там воюют с собственным прошлым, а народ заставляют полюбить предателей и палачей, - обратился к педагогам глава Российского исторического общества, председатель Госдумы Сергей Нарышкин.

Как избежать поступления в вуз на грани закрытия

Он подчеркнул, что сегодня по новым учебникам истории занимаются более 700 тысяч школьников... "Сейчас важно систематизировать курс, уйти от многочисленных понятий из разных областей науки",- считает глава Российского исторического общества. Он рассказал, что РИО запустит программу поощрения лучших учителей истории, проведет осенью историческую викторину для всех желающих и расширит практику чтения публичных лекций по истории в регионах. Сейчас такие лекции по субботам можно послушать в Москве в Историческом музее.

Председатель Ассоциации учителей истории и обществознания академик РАН Александр Чубарьян предложил расширить список тем для съезда учителей.

- Есть проблемы с обществознанием. Я недавно присматривал учебники по обществознанию. Они очень абстрактые и трудны даже для студента истфака, не то что для школьника. Может быть, взять за основу для учебников обществознания Конституцию? Опираясь на нее, можно рассказать и о политическом устройстве, и о правах, и об обязанностях граждан, - предложил Александр Чубарьян и пообещал: все участники съезда получат проект новой структуры концепции обществознания и смогут ее обсудить.

По словам учителей, интерес к истории в последние годы у школьников растет, и с каждым годом все больше выпускников выбирают ЕГЭ по этому предмету. Если в 2013 году историю выбрали 19 процентов одиннадцатиклассников, то в этом ЕГЭ будут сдавать уже 22 процента. Глава Рособрнадзора Сергей Кравцов рассказал, что ГИА по истории после 9 класса захотели сдавать 8,5 процента учеников. А в прошлом голу таких было меньше 1 процента.

Какие темы лучше всего знают современные школьники? Судя по анализу ЕГЭ, это Великая Отечественная Война, история России с VIII по XVII век, XVIII - середина XIX века. Научились школьники анализировать исторические источники. С чем плохи дела? Ученики не знают историю отечественной культуры, не умеют аргументировать свою позицию, у них нет понимания о взаимосвязи отечественной истории и мировой.

В Госдуме проведут реформу обществознания

- Действительно, ученики очень увлекаются темой Великой Отечественной войны, любят XIX век, знают время Ивана Грозного, Петра и его реформы... Если говорить о Древнем мире, это Египет, древняя Греция. А вот по Римской империи им интересны не все темы, - говорит учитель истории из Волжска Волгоградской области Ирина Вотякова. - Согласна, что мировую историю школьники знают не очень хорошо. Но, если в ЕГЭ добавятся вопросы по этому предмету, дети просто не смогут выучить такой объем материала за два часа в неделю.

Есть в преподавании истории и другие проблемы. "Не ясно, как давать Золотую Орду и , главное, послевоенные события. 20-30 последних лет российской истории, которые есть в учебниках, это только факты. Мы пичкаем ими детей, но для осмысления этого периода прошло еще очень мало времени, - выказывает свое мнение Ирина Вотякова. - Ученикам интересен фильм про то, как штурмом брали Белый Дом, но надо ведь объяснять, почему все это произошло."

"Учитель года -2015" историк из Самары Сергей Кочережко, который будет делать на съезде доклад о "трудных вопросах", предлагает расширить их список и включить, например, крепостное право и опричнину Ивана Грозного.

- Возьмем крепостное право. Тут нет единства не только в оценках причин и последствий, но и самого содержания реформы,- подчеркивает Кочережко. - Такая же спорная тема - опричнина.

Как рассказали педагоги из регионов, особенно из небольших городков, в школах есть сложности с кадрами. Если из классических университетов приходят все же подготовленные специалисты, то с выпускниками исторических факультетов педвузов просто беда. Одна из завучей сказала жестко и откровенно: " В школу ко мне пришли два новых учителя. Они поступали в педвузы со средним баллом аттестата "3". Как они будут учить детей истории? Как завуч, вижу, что пока они - пустое место".

Не все в порядке с обеспечением учебниками. На условиях анонимности педагоги рассказала, что новых учебников в школах иногда просто нет, так как большая часть средств идет на начальную школу, которая стала заниматься по новым стандартам, программам и учебникам. А новые пособия по истории иногда есть лишь в одном экземпляре у директора или самого опытного педагога.

Кстати

12 и 14 апреля Рособрнадзор проводит Национальное исследование качества образования по истории и обществознанию, в котором примут участие 500 школ.

Образование