Лариса Ивановна, расскажите о своей героине - жене предприимчивого издателя.
Лариса Удовиченко: Фильм "Бедные люди" - это комедия ситуаций. Герои попадают в обстоятельства, из которых нужно выпутаться. Но юмор в комедийном фильме проявляется не только в словах, но и в оценках, в поведении, в реакции на ту или иную ситуацию. И надо постараться даже маленькую роль сделать смешной и запоминающейся. У меня хороший партнер в фильме - Александр Адабашьян. Мы с радостью согласились сыграть семейную пару в картине, с юмором прожить жизни наших героев.
Сейчас многие актеры боятся быть смешными. Актрисы - тем более.
Лариса Удовиченко: Бояться не только непрофессионально, но, мне кажется, и глупо. Это большая удача, если ты умеешь рассмешить зрителя.
Сегодня канал ТНТ приглашает работать над сериалами хороших режиссеров и артистов из большого кино. В итоге - высокие рейтинги, и, соответственно, заработки. Но вы же в сериалах практически не снимаетесь.
Лариса Удовиченко: Почему? "Даша Васильева, любительница частного сыска" - это прекрасный сериал.
Я имею в виду, что сериалы, где вы снимались, можно пересчитать на пальцах одной руки.
Лариса Удовиченко: Сериал сериалу рознь. "Даша Васильева" - это большой сериал - четыре года жизни. Сериал "Женить Казанову" - тоже интересная работа. Я часто снимаюсь у режиссера Оксаны Байрак. В своих фильмах она специально выписывает роли для любимых актеров. Она - женский мастер, и описывает непростую лирическую мелодраматическую, душещипательную женскую судьбу. Поэтому ее фильмы так любимы зрителями.
Для канала ТНТ вы точно не снимались.
Лариса Удовиченко: Читая сценарии, я даже никогда не смотрю, для какого канала снимается фильм. Главное - какой материал, и кто режиссер. Недавно закончила съемки для ТВЦ в четырехсерийном фильме у режиссера Олега Штрома, рабочее название которого "Где живет надежда". Я играю одну из главных ролей. Но пока это тайна, и мы ее не разглашаем.
Сейчас много таких "сериальных сериалов" про Золушку, которая потом становится принцессой, но не все они интересны.
Что, по-вашему, нужно молодым актрисам, чтобы пробиться и их запомнили?
Лариса Удовиченко: Это - случай, удача! А сейчас в мире и у нас появилась тенденция или мода снимать не актрис, а моделей за яркую внешность. Они "бедные" ничего не умеют, зажаты, и в результате нет нужного эффекта, все - мимо. Я вообще не понимаю, если героиня на голову выше своих партнеров, что это за "красота" такая. Как писала моя любимая писательница ЛюдмилаУлицкая в романе "Даниэль Штайн. Переводчик", что тогда мы не знали, что красота женщины начинается от 180 сантиметров.
Приходит на телеканал молодая актриса, и ей говорят: "Вы пробуетесь на роль Эдиты Пьехи, или Аллы Пугачевой, или российской императрицы". И что ей делать? С чего начать?
Лариса Удовиченко: Значит, она должна не только интернет открыть, а пойти в библиотеку, изучить биографию, читать статьи, мемуары, смотреть фотографии. Готовиться к роли только по интернету невозможно. Интернет подразумевает точно заданный вопрос, и такой же ответ. А должны быть знания о герое в полном объеме.
Моя тетушка-искусствовед - ей 89 лет, и она только два года, как ушла из Академии художеств. Она не владеет Интернетом, но обладает глубокими знаниями. Как она их может систематизировать, складывать, апеллировать! Нужно учиться, работать над собой. Всегда - это так интересно! Молодые артисты, я заметила, не расстаются и на съемочной площадке с телефоном. Это отвлекает, уводит от работы. И я на всех кричу, а на молодых особенно, с высоты своего опыта, что отберу телефоны. Я всегда выключаю телефон или оставляю его в актерском вагончике. И только вечером просматриваю, кто звонил и кому нужно ответить.
Вы смотрите телевизор?
Лариса Удовиченко: Не часто. Лучше почитаю или посмотрю тот фильм, который точно знаю, что стоит того. Схожу в кинотеатр или дома, на диске или на компьютере. Последнюю неделю смотрела много русских фильмов, потому что вхожу в экспертный совет Академии "Ника".
Вы получили удовольствие от российского кино, представленного на "Нику"?
Лариса Удовиченко: Я заметила, что ушла тенденция смакования грязи, грубости. Кино переходит совсем в другую плоскость. Выживания человека, личности, в экстремальных условиях, невероятных обстоятельствах, в условиях дикой природы. Поведение человека, его сила духа. Это, прежде всего, позитивные фильмы. Они учат как не сломаться, идти к победе и победить. Я не видела фильм "Выживший", но я смотрела наши картины - "Территория", "Находка", "Родина" и другие. В них занято много прекрасных актеров - Алексей Гуськов, Андрей Мерзликин, Константан Лавроненко... Появился Иван Колесников - с красивым породистым лицом - в фильме Станислава Говорухина "Конец прекрасной эпохи". Говорухин снимает его долгие крупные планы. Молчащего, потому что в нем есть тайна, своя внутренняя жизнь. За ним так интересно наблюдать.
Алисе Фрейндлих вручили на "Нике" приз "За честь и достоинство", который в этом году получил имя Эльдара Рязанова. Вы работали с Алисой Бруновной в "Женской логике".
Лариса Удовиченко: Она - великий человек. Все ситуации, которые были в картине, мы проживали вместе. Там был эпизод, когда она меня находит связанную. И нас снимали в грязном помещении, с лужами. При этом мы снимались в своей одежде. Я легла, а потом нужно было снимать ответную реакцию. И она легла тоже, чтобы мне подыграть, хотя могла этого не делать. Она самоотверженная. И мне кажется, что ей так легко, потому что Господь наградил ее таким даром, что он не требует никакого труда. А, может быть, труда было столько сделано в театре, что в кино все легче получается. Она очень простая, как все аристократы, как все талантливые, интеллигентнейшие люди. Не простенькие, а простые и легкие в отношениях. Я преклоняюсь перед Алисой Фрейндлих, поклоняюсь и обожаю ее, и всегда смотрю с восхищением все, что она делает.
Помню, как снимали этот фильм. Это как раз было в Чабанке, которую тогда только построили под Одессой. Я мечтала у Фрейндлих взять интервью. Набралась смелости, подошла. И - к вопросу о легкости - она говорит: "Вы знаете, я настолько сосредоточена, что не могу отвлечься".
Лариса Удовиченко: Мы должны были за месяц снять большой объем. Поэтому работали с утра до вечера. Она жила в домике, а я - в номере. И к нам художница по костюмам приходила забирать вещи. И она как-то так странно смотрела на нее и на меня, и что-то анализировала. А потом сказала: "Странно, но у вас с Алисой Бруновной все одинаково, даже запах". Утром мы на грим приходили с кругами под глазами. Оказалось, там лупит солнце, мы спим - и она, и я - не сговариваясь, в самолетных очках. И она, и я пьем валокордин на ночь. И она, и я выпиваем одну и ту же снотворную таблетку. Но я пила половину, она - четверть. Потом и меня научила. Потому что в работе были так эмоционально сосредоточены, и столько нужно было всего снять, и так, чтобы планы были красивые…. К вечеру мы были так взбудоражены, что не могли заснуть. А еще нужно было посмотреть - что завтра предстоит играть и выспаться. Вот и пользовались снотворным.
Станислав Говорухин как раз недавно отметил юбилей - 80 лет. В качестве кого вам с ним было интереснее работать? В "Месте встречи…", где вы так ярко сыграли Маньку-"облигацию", он - режиссер. А в "Женской логике" - партнер.
Лариса Удовиченко: В "Месте встречи…" все для меня было быстро. Я так нервничала, так волновалась, поэтому ничего толком не помню. Для меня все было случайно. Для Станислава Сергеевича - нет. Потому что он - из тех режиссеров, которые понимают, что ему надо. И так тебя подводит в роли, что, независимо от себя, ты делаешь то, что надо ему.
А как партнер… Дорогой, любимый Станислав Сергеевич. На него надели белый свитер, который оказался длинным. Он ко мне со скандалом пришел: "Ладно, художница меня одела, но ты, подруга, что не видишь, свитер длинный?" Я отвечаю, мол, сейчас подошьем. И мы его подворачивали, подшивали. Но мне было приятно, что он меня так "отчихвостил". Все правильно: подруга должна видеть.
Лариса Ивановна, возвращаясь к сериалу "Бедные люди". Там есть прямой отсыл к Достоевскому. Ваше отношение к Федору Михайловичу? Какое самое любимое его произведение?
Лариса Удовиченко: "Идиот", конечно. Князь Мышкин для меня невероятная фигура. А Достоевского мы все любили в юности. Не в школьной, а в институтской. Когда мы учились, нам хотелось подобных эмоций, чувств, которые не для современного человека. Мне нравится "Игрок". "Братья Карамазовы" для меня тяжелы. Мы дружим с Ларисой Гузеевой, лето проводим вместе. И она читала "Братьев Карамазовых" и "Бесов". Я спросила: "Ты на пляж идешь с книжкой "Бесы"?" Она отложила книгу и сходила со мной купаться. Проплавали два часа. Вернулись - она снова за книгу. Говорит: "Не могу оторваться, потому что все так похоже. И я веду свою программу, мне нужно знать, с чем сравнивать". Вот такая она молодец. Я читала Дину Рубину, мемуары Владимира Познера, а Лариса - "Бесов".
Как вы сохраняете такую прекрасную форму? Дайте совет!
Лариса Удовиченко: Совет - ухаживать за собой. Я ничего не открываю нового. Нужно пытаться делать все, на что у тебя хватает денег. Но не "перестараться". Есть такие омолаживающие уколы - лицо становится без морщин, но такое, как будто его надули изнутри. Я за то, чтобы были морщинки, потому что лицо не может быть законсервированным. Человек тогда превращается в маску.
Насколько это важно для актрисы? Допустим, в прошлом году критики дружно ругали Николь Кидман, что из-за уколов у нее никакой актерской мимики нет.
Лариса Удовиченко: Она себя изменила. Когда появилась в кино - помните, был австралийский сериал "Бангкок - Хилтон" - неуклюжая, некрасивая, рыжая, с ногами в разные стороны. И в этом был человек. Потому что к красоте, если она есть, быстро привыкаешь. А если нет содержания, то не видна эта красота. Через десять минут привыкаешь, что рядом красавица ходит. И все, дальше не интересно. А если есть личность, внутренняя сила, азарт, желание что-то сделать, доказать, то интересно за этим наблюдать.
Кто ваша любимая актриса?
Лариса Удовиченко: Алиса Фрейндлих, Инна Чурикова - великая, особенно в театре необыкновенная. Это из наших русских. Из иностранных Мерил Стрип.
Вам говорили, наверное, что вы на нее чем-то похожи.
Лариса Удовиченко: Мы разные. Но я горжусь, что такой типаж.
А не предлагали ее сыграть никогда?
Лариса Удовиченко: Нет-нет. Раз уж мы говорим о сериалах, сейчас много снимается об известных личностях - о Брежневе, Зыкиной. И моя подруга и режиссер Оксана Байрак готовится снимать о фильм о Нонне Мордюковой. Я знала Мордюкову. И мне было страшно: как же Оксана будет снимать? А она просила меня рассказать про Сергея Герасимова и Тамару Макарову. Я рассказывала, в основном, о Макаровой. Потому что Герасимов всегда был занят съемками.
Вы же учились у них. А недавно был сериал о Людмиле Гурченко, где Макарову сыграла Татьяна Лютаева. В ее исполнении Макарова была студенткам как мама родная.
Лариса Удовиченко: Прекрасно сыграла. У них с Герасимовым совершенно разные были вкусы. Если бы не Макарова, я бы не поступила в институт. Она что-то во мне увидела, я до сих пор поражаюсь, что именно, потому, что вступительная программа у меня была неинтересная. Но Макарова сразу стала "лепить" из меня - героини "лирической" - героиню характерную. Я играла Элизу Дулитл в "Пигмалионе", русские водевили, с ее помощью ломала привычное мне поведение. Поэтому, если бы не она и не мое последующее участие в комедиях, я бы давно закончилась как актриса. Была бы неинтересна.