09.04.2016 18:54
Культура

Специалисты ответили на семь вопросов о развитии российского ТВ

Текст:  Сусанна Альперина
Российская газета - Федеральный выпуск: №76 (6944)
В Канне завершил свою работу телерынок MIPTV 2016, который, как обычно, обозначил основные направления в медиаиндустрии. Если говорить о глобальных тенденциях, их три. Резко возросший, хотя и вполне предсказуемый интерес к спортивному вещанию. Отдельно можно выделить киберспорт - геймеры проникают во все сферы. Достаточно привести кинопримеры - фильмы, снятые по играм Warcraft и Angry Birds. Третья тенденция - технологии виртуальной реальности, которые стремительным образом меняют контент.
Читать на сайте RG.RU
Russia Today представила в Каннах мобильное приложение RUPTLY Stringer

По-прежнему большое внимание уделяется соединению интернет и телевизионных технологий. Большинство новых форматов шоу и реалити - это те, в которых активно используются интернет-составляющие, в том числе и мобильные гаджеты. Как противовес этому направлению - много проектов, посвященных выживанию в трудных условиях. Надо же как-то выводить людей из пассивного образа жизни, вызванного постоянным сидением в Сети. Отсюда - общая линия - борьба с социопатией, то есть - с удаленностью конкретного человека от реальных взаимоотношений в обществе. Тут можно говорить и о "здоровом аутизме". Большое количество нормальных людей предпочитают вести себя так, словно они замкнуты в своем мире. На нынешнем телерынке - в фильмах, сериалах, телепрограммах - это отмечено особо. И производители ищут выход. При этом весьма обнадеживает, что из сериальных трендов на первом месте сейчас все-таки комедии, а лишь потом - социальные проекты, детективы, расследования и хоррор. Последнее место занимает фэнтези, и это означает, что пока от реальности зрители и пользователи все же не сильно удалены.

Российские компании, несмотря на общий кризис, работали на телерынке интенсивно. Понимают, что надо вложиться, чтобы приобрести. Это ничего, что новых форматов у них - не особенно много. К счастью, есть запас прошлых лет.

Обозреватель "РГ" в свете основных тенденций рынка задала "наивные" вопросы нашим участникам - что же нас ждет. В процессе подготовки материала обратила снимание, что у нашего телевидения сегодня - женское лицо. То, что все ньюсмейкеры - женщины с одной стороны - случайность. С другой - также определенный тренд.

1. Как изменятся новости?
В Канне назвали имя актрисы, которая сыграет Матильду Кшесинскую

На вопрос отвечает Маргарита Симоньян - главный редактор Russia Today, единственного из всех российских производителей представившего на рынке новостную картинку в формате 360 градусов, а также известил о старте работы специального приложения агентства RUPTLY - Stringer, когда любой человек может за определенное вознаграждение стать соавтором новостей:

"Мы с самого начала понимали, что онлайн-платформы необходимо активно разрабатывать параллельно с телевидением. Будущее СМИ неразрывно связано со стремительно развивающимися технологиями - поэтому те, кто не будет успевать за новой реальностью, просто останутся за бортом.

RT уже несколько лет сохраняет первенство среди новостных телеканалов на YouTube; мы используем такие перспективные способы доставки контента, как Periscope, который вовлекает зрителя в диалог, а с помощью панорамного видео помещаем его в центр событий".

2. Каким будет спортивное ТВ?

На вопрос отвечает генеральный продюсер канала "Матч ТВ" Тина Канделаки, которая впервые в этом качестве вместе со своей командой прибыла на MIPTV. И одним из итогов этого визита стало налаживание связей с крупнейшим медиаконцерном GLOBO и его лицом - всемирно известным футболистом, а теперь и спортивным комментатором Роналдо. Уже известно, что есть договоренность о сотрудничестве во время летней Олимпиады 2016 года в Рио-де-Жанейро.

"Спортивное телевидение в России должно и будет развиваться. Главное, чтобы скорость развития совпадала с качеством телевизионного показа. За недолгое время существования нашего канала стало ясно, что спортивный контент всегда непредсказуем и очень драматичен. И зрителю интересны не только сами трансляции, но и жизнь "до" и "после" них. Интерес к скандалам, которые сейчас происходят в мире спорта, это только подтверждает. Вы помните, чтобы мы так обсуждали за последние три года альбом какого-нибудь музыканта или фильм? Спорт обсуждают все. Здесь самые яркие страсти, самые большие деньги и самые крупные звезды, рождающиеся с каждой новой победой и рекордом.

Что касается программ life style, для нас это - обязательное сопровождение спортивных трансляций. Как иначе мы сможем следить за судьбой наших героев 24 часа в сутки? Как мы покажем их жизнь до и после рекордов? И как мы расскажем о тех, кто никогда не становился первым, но от этого не перестал быть великим спортсменом? Поэтому мы и формируем такой контент на "Матч ТВ".

Надеемся, что на фоне увеличения интереса к спорту в нашей стране к 2018 году мы выйдем на пропорцию 50/50 в отношении спортивных трансляций и программ life style. Среди тех, которые сейчас выходят на нашем канале, можно назвать проекты "Хулиганы" - о болельщиках разных стран мира, "1+1" - диалог тренера и спортсмена (недавно, например, был выпуск про Евгению Медведеву и Этери Тутберидзе, который растрогал многих зрителей), "Место силы" - об истории стадионов, "Твои правила" - четыре тренера с помощью различных методик помогают мужчине, женщине и подростку, "Где рождаются чемпионы" - путешествие по городам, откуда родом наши олимпийцы и другие.

3. Что произойдет с документальным кино?

Светлана Колосова, Директор дирекции документального кино Первого канала:

Новый фильм Вуди Аллена откроет 69-й Каннский кинофестиваль

"На MIPDOC (важная часть работы MIPTV рынок документального контента MIPDOC - Прим. С.А. ).в этом году не было чего-то крайне интересного для нас и подходящего для тех таймслотов, что может дать Первый канал. Думаем над покупкой цикла с Морганом Фриманом, хотя его название "История бога" для нас очень спекулятивное. Но сам цикл крайне интересен - Фриман путешествует по "святым местам" разным религий, и каждая серия посвящена какому-то одному вопросу, который задается всеми религиями мира. Например, есть ли жизнь после жизни, и что там - за этой гранью - ждет человека? Что такое грех? Что такое милосердие? И так далее.

Мы отметили для себя очень интересный цикл о том, что ждет человечество в 2050 году - ученые разные стран обсуждают, какой будет школа, медицина, транспорт, климат и прочее. Великолепная графика и цитаты из знакомых всем фильмов о будущем. Отличный слоган - "Давайте мечтать вместе!".

Что еще можно отметить - очень много, практически у каждой компании есть фильмы о Гитлере. От тем с "желтоватым" оттенком, скажем, "секретный сын Гитлера" - до серьезных расследований о том, как швейцарские банкиры финансировали экономику гитлеровской Германии, когда вторая мировая война уже была в разгаре.

Интересный проект у History Channel (AETN) - Hunting Hitler ("Охота на Гитлера") - они выбрали чисто американский ход: как бы действовала и каких экспертов бы привлекала американская страховая компания, если бы ей не хотелось платить страховку по случаю смерти клиента и нужно было бы провести расследование - действительно ли он погиб. Но это 10 серий, и нам, конечно, было бы сложно инкорпорировать их в нашу сетку. Мы обсуждали с коллегами, почему столько фильмов о Гитлере. Возможно из-за того роста правых настроений в Европе, что наблюдаются сейчас.

Тема беженцев сейчас тоже одна из основных у европейских компаний, особенно у североевропейских. Что интересно, все они предлагают фильмы, которые основаны на собственных съемках беженцев - они снимали свой путь с начала и до прибытия в страны Европы. И возникает ощущение, что это тоже часть продуманной пропаганды. Пропаганды ДАИШ(арабское название запрещенной в России организации ИГИЛ - "РГ"), о которой тоже есть фильм французской компании Newen - Terror in Studios. Он - о том, как мастерски использует ИГИЛ европейские телекомпании для своей пропаганды".

Екатерина Яковлева - директор дирекции документального вещания телеканала Russia Today:

"Каждый год RT представляет на MIPDOC и MIPTV контент мирового уровня. В наших документальных фильмах мы затрагиваем широчайших круг вопросов - от тяжелых судеб мирных жителей в горячих точках до подготовки танцоров русского балета. Наших зрителей волнуют разные темы - это и борьба с "Исламским государством" ("Ее война: женщины против ИГИЛ" и "Жертвы ИГИЛ"), и с наркобизнесом ("Афганистан. Опиум для народа")… Большим зрительским спросом пользуются и фильмы на более легкие темы - например, "Стиляги из Конго" посвящен конголезцам, которые живут в нищете, но тратят все свои деньги на дорогие костюмы. А география наших съемок практически безгранична: Израиль, Сирия, Германия, Россия, Китай, Африка - и это только последние несколько фильмов".

4. Какими станут сериалы?

Анна Гудкова - главный редактор компании "Артпикчерз", единственный российский эксперт первого международного конкурса сериалов MIPDRAMASCREENINGS, который проводился на MIPTV в этом году:

Сериал "Матильда" Алексея Учителя представят на конкурсе во Франции

"Самое главное, что бросается в глаза при просмотре международного сериального контента - бесконечное разнообразие человеческих историй, типажей, конфликтов. То, что по-английски называется diversity и является одним из самых важных современных понятий. В этом разнообразии - внимательность к человеку, исследование живых сюжетов, искренний интерес к людям всех возрастов и социальных уровней. Именно поэтому в зарубежных сериалах так много драматургических возможностей и поворотов: когда сюжет никак не ограничивается формулой "женщина в беде ожидает принца". Мне кажется, что российское присутствие на мировом сериальном рынке может быть значимым, растущим и ощутимым - но для этого нужно дать себе гораздо больше свободы: в выборе героев - от мала до велика; фантазии, и вот этого пристального, честного, глубокого изучения рода человеческого, потому что только так возникают истории нестандартные, яркие и "продаваемые". Кроме того, важно отметить, что российские продюсеры и авторы могут появиться на каннском кино- и телерынках и в формате питчингов: организаторы готовы рассматривать проекты программ и сериалов на самой ранней стадии старт-апа, и очень важно, чтобы в России обратили внимание на такой блестящий шанс".

Юлианна Слащева: генеральный директор холдинга "СТС-Медиа":

"Мы отчетливо понимаем сейчас - и увидели это в очередной раз на MIPTV, - что телевидение становится ближе к жизни. Преобладают "отношенческие" реалити, форматы и сериалы. Шоу постепенно уходят на второй план. А это значит, что сериалы про отношения будут востребованы, как драматические, так и комедийные. Мы будем продолжать развивать линейку ситкомов, уходя от драм и мистических проектов. Это то, чего ждет зритель от канала СТС. На других наших каналах будут, как и всегда, разножанровые программы и сериалы: драматические сериалы на "Домашнем", их станет больше собственного производства, так как покупные не всегда работают так, как нам бы хотелось. Кроме того, иностранные сериалы - практически никакие - не востребованы аудиторией. На канале "Че" будет свой юмор, более брутальный и приближенный к реальной жизни, чем на СТС, где все-таки преобладают семейные форматы. На канале "СТС love" будет больше собственных реалити про отношения - как раз того, что сейчас - в тренде"

5. Как преобразится детское ТВ?

Вера Оболонкина - главный редактор канала "Карусель":

"На Каннском телерынке очень заметно развивается детская тема. Обычно MIP фокусировался на детском контенте в рамках рынка-спутника MIPJunior, а в этом году уже и в рамках MIPTV обозначился саммит "Будущее детского ТВ" (The Future of Kids' TV summit). Было очень полезно и интересно пообщаться с коллегами с детских телеканалов из других стран, поговорить с ними о трендах, финансировании контента и их взгляде на лицензионную деятельность.

Сейчас не хочу все называть, но мне очень понравились новые "гибридные форматы", представленные несколькими компаниями, Очевидно, это новый тренд, так как подобные проекты запускают многие. Примеры - кукольное шоу снимается в обычном экстерьере. Или куклы, анимация и документальная камера соединены в одном проекте. Мы также готовим к запуску необычный "гибридный" формат, о котором объявим ближе ко Дню защиты детей. И, думаю, уже сможем представить его на следующем международном рынке.

Радует, что в мире хотят работать с Россией. В рамках этого визита в Канны мы обсуждали возможности нескольких копродукций, и надеемся, что в ближайшее время нам удастся запустить и эти проекты. Копродукция позволит нам поднять качество нашего контента и выйти на международный уровень.

Интересно было посмотреть на детские проекты, получившие здесь, в Каннах, "Эмми" Теперь премию Emmy Kids дают за ряд самых успешных детских форматов".

6. Увеличится ли у нас число адаптированных иностранных форматов?

Юлия Сумачева - генеральный продюсер компании "Вайт Медиа":

"Конечно все меньше становится грандиозных идей. Все гениальные идеи, которые были на поверхности, они уже либо адаптированы, либо их адаптировать невозможно. Но тем не менее данный бизнес будет существовать, и он сильно развивается. Сейчас, например, те страны, которые невозможно было даже заподозрить в том, что они будут создавать свои оригинальные форматы, создают их - Турция, Китай, Корея и другие.

Любая хорошая идея может пойти в любой стране - все будет зависеть от того, как ее адаптировать и преподнести. Сейчас у нас в разработке и турецкий, и корейский сериалы. С одной стороны когда ты смотришь оригинал, то поначалу кажется, что менталитет очень разные, но когда ты понимаешь, что тема все равно близка любому зрителю, то все становится возможным.

Умелец подключил к интернету ламповый телевизор 1978 года

По поводу того, что некоторые "покупатели" на рынке не приобретают форматы, а просто крадут идеи - я надеюсь, что все-таки мы правовое государство, и авторское право не стоит на месте. Все люди судятся - кто-то выигрывает, кто-то проигрывает. Потому что в каждом формате есть четко заложенные правила. Если кто-то создал что-то оригинальное, нужно заплатить за это. А если кризис, нужно находить варианты, договариваться дешевле. Это всегда момент переговоров и личных отношений. Можно сказать, мол, у нас - кризис, бюджет меньше, евро и доллар очень дороги. Я могу заплатить сегодня столько-то. А лучше всего создать что-то свое и покорить мир оригинальным, российским форматом".

7. Что будет с продвижением русского кино за рубежом?

Екатерина Мцитуридзе - глава РОСКИНО:

"Для меня это был первый телевизионный рынок, который я проводила в качестве главы РОСКИНО. Было интересно работать с командой REED MIDEM, которая участвует в организации всего рынка, и, в частности, стенда РОСКИНО, а он в этом году объединил 22 российские компании. А поскольку мы хорошо интегрированы на кинорынках, в том числе и в "Marché du Film", что проходит во время Каннского кинофестиваля, мне важно выстроить работу и здесь. Я вижу огромные возможности и перспективы, которые мы вскоре начнем использовать. Если в кино мы интегрированы на уровне европейских стран, то в телевидении пока - не на лидирующих позициях. И думаю, что начиная с осеннего кино- и телерынка MIPCOM 2016, будем тут достойно смотреться. Поскольку у нас и контента будет больше, и мы будем наши фильмы презентовать в Гранд Аудитории, где проходят главные события. Можно организовать премьеры наших сериалов не хуже, чем американцы или англичане, но для этого нужно чтоб наши актеры со временем становились международно узнаваемыми. В октябре запланирована гала - премьера сериала Первого канала и Star Media "Мата Хари", сделанного на международном уровне - и президент рынка Пол Зилк, и его команда, все только "за". Они также заинтересованы чтобы на MIPCOM приехал с мастер классом Константин Эрнст, который был в этот раз одним из лиц MIPTV. Поскольку Константин Львович - один из сопродюсеров сериала "Мата Хари" - все будет в комплексе. Планируются и презентации других российских сериалов. Каналы - и ТНТ, и СТС, и другие - будут участвовать еще более активно - мы также вели переговоры с их руководителями. Контент в России есть.Надо заняться грамотным маркетингом. Но для этого следует вкладываться, поскольку средств выделенных на продвижение ничтожно мало. Даже прошлогодний бюджет 28 млн рублей, выделенных на 9 рынков, в условиях падения рубля - а у нас практически все траты в валюте и в зависимости от страны это либо доллары, либо евро, - стал на треть меньше. А общий бюджет всех мероприятий за год около 150 млн руб при минимуме рекламы. Поэтому мы очень рассчитываем на партнеров РОСКИНО, в частности - на "Аэрофлот", и благотворительный фонд Елены и Геннадия Тимченко. В данный момент мы находимся в диалоге и с Министерством культуры, которое обещает найти возможность увеличить финансирование международной деятельности. Все это длится очень долго, а работу надо вести уже сейчас. На днях в Канне мы договорились с ведущими кино и телепродюсерами провести переговоры о встрече с министром, чтобы донести до него консолидированное мнение индустрии.

Звезда сериала "Ганнибал" получил роль в сиквеле "50 оттенков серого"

Александра Модестова - генеральный директор компании "Экспоконтент" (официальный представитель MIPTV в России, Украине и странах СНГ):

"Мир меняется, соответственно, меняются и способы подачи контента. Есть такая фраза "Стой, где стоишь!". Нашим производителям контента, несмотря на кризис, необходимо не останавливаться и сохранять свое присутствие на рынке. Чтобы компании, заинтересованные в продажах, тоже в них вкладывали, а не ожидали, что лишь государство будет все спонсировать. Успешный пример партнерства государства и компании мог бы быть полезен нашей стране. Скажем канадский павильон работает 50 на 50. Половину бюджета обеспечивает государство, половину - сами компании, которые хотят участвовать на рынке.

Конечно же, присутствие российского контента на международном рынке будет расти, потому что это уже не прихоть, а жизненная необходимость, поскольку наша индустрия испытывает дефицит ресурса. В том числе и финансового. А он не может весь возникнуть только внутри страны. Так что многое зависит от того, насколько хорошо продвигается каждый проект, и насколько он качественно подготовлен для международного рынка. При этом нужно понимать, как этот рынок устроен. И не надо ориентироваться исключительно на Европу и англоговорящие страны. Например, миллиард испаноязычного населения и рассчитанные на него проекты привели к тому, что у нас в Мексике в прошлом году образовался рынок MIPCancun, который проводится на испанском языке. Поэтому думать надо и о том, как "упаковывать" свой контент для каждого из локальных рынков - китайского, индийского, европейского и других"

ТВ и сериалы