"Телесмотрение" в России постепенно смещается в сторону мобильных экранов. Примерно половина российских пользователей в 2015 году смотрели ТВ- и видеоконтент со смартфонов. По данным исследования Ericsson, это на 38 процентов больше, чем двумя годами ранее.
В современной жизни довольно сложно найти время, например, для полноценного просмотра кино, и роль телевизора меняется. "Раньше просмотр кино можно было сравнивать с походом в ресторан или кинотеатр, - отметила руководитель службы аналитики и ConsumerLab Ericsson Татьяна Ледовская. - Сейчас пользователи больше ценят удобство доступа, и фильм зачастую смотрится частями, в соответствии с возможностями и потребностями. Например, часть кино за завтраком, часть по дороге на работу. Конечно, удобно каждый раз продолжать просмотр с того места, где ты остановился, а не перематывать видео".
Интересно, что изначально модель мультиэкранного смотрения появилась как услуга для домашнего пользования. То есть человек начинал смотреть кино на большом экране, а потом при переходе в другую комнату использовал другое устройство, например, планшет. С развитием скорости передачи данных и покрытия сетей мобильного широкополосного доступа такая модель поведения адаптировалась и к выходу на улицу.
Есть несколько причин отказа от традиционного ТВ, одна из главных - это отсутствие в эфире желаемого контента или трудность с его поиском. Несмотря на очевидный рост мобильного телесмотрения, эфирное телевидение все еще популярно в России, так как 70 процентов опрошенных россиян смотрят его хотя бы раз в день. Больше всего времени зрители проводят за просмотром фильмов. И это справедливо для всех возрастных групп. Кино и сериалы чаще смотрят на большом экране телевизора, а вот на мобильных устройствах, как правило, смотрят видео, загруженное другими пользователями.
Важной частью зрительского опыта в России стал "просмотр запоем". Около 88 процентов пользователей сервисов, предоставляющих видео по запросу, устраивают "запойные" просмотры минимум раз в неделю. "С развитием ОТТ-сервисов (видео по запросу в сети) у потребителей появилась возможность смотреть серии в подходящем режиме, - объяснила Ледовская. - То есть не каждый день в строго определенное время по 30-60 минут в день с перерывами на рекламу, а вечером после работы без дополнительных затрат. Сериалы - это как коробка конфет - сложно съесть только одну, если перед тобой вся коробка".
При этом россияне больше любят отечественные сериалы, чем зарубежные (см. диаграмму). Это отличает нашу модель потребления от зарубежных и может усложнить интервенцию западных сервисов на рынок.