Не заросло поле
Село Чесноки, где живет 83-летний Павел Пантелеевич Невзоров, находится в 35 километрах от Кургана. Жители рассказывают, что когда-то его слава гремела на всю округу, а местный колхоз "Серп и молот" был передовиком: плодородная земля, много скота и птицы, своя конеферма, даже лисиц разводили. Когда колхоз распался, землю разделили на паи и раздали колхозникам, имущество тоже поделили. Правда, много добра тогда, говорят, исчезло.
- За одну ночь кто-то угнал с фермы 53 коровы, - вспоминает пенсионерка Клавдия Семочкина. - Я была тогда внештатным корреспондентом и написала об этом в областную газету. Но ничего так и не нашли, а может, и не искали.
Павел Невзоров вернулся в Чесноки в 1999 году, когда уже все поделили. Из села он уехал около тридцати лет назад и все это время жил в железнодорожном поселке Введенском того же Кетовского района. Там же в 1991-м организовал крестьянско-фермерское хозяйство (КФХ), куда кроме него вошли жена, двое сыновей и невестка. По просьбе фермера, районные власти выделили ему 54,6 гектара из земель запаса и специального районного фонда в его родных Чесноках в границах колхоза "Серп и молот". Правда, полученные участки были солонцовые, много урожая не давали, поэтому администрация разрешила Невзорову поменять их на землю поближе к селу.
- Рядом со мной было много свободных полей, - говорит фермер. - А кое-где уже начали подниматься березы. Я решил привести землю в порядок, расширить свое хозяйство и попросил дать мне еще дополнительно 120 гектаров в границах бывшего колхоза и 28 гектаров в урочище "Малые Вилки".
Власти согласились: все равно участки зарастают. Правда, предупредили, что земля находится в общедолевой собственности бывших колхозников. Если найдутся хозяева, придется с ними договариваться и оформлять наделы в аренду. Между тем глава КФХ был уверен: договариваться не с кем. Почти все землевладельцы либо ушли в мир иной, либо уехали, а наследников и правопреемников не оставили. В 2007 году вышло постановление правительства Курганской области о выплате субсидий (500 рублей за гектар) за вовлечение в сельскохозяйственный оборот ранее неиспользуемой пашни. Невзоровы этим воспользовались и увеличили посевную площадь со 105 до 220 гектаров, тем самым закрепив, как они полагали, свое право на землю. Правда, субсидии им не дали. Глава КФХ из-за этого даже судился с областным департаментом сельского хозяйства, но проиграл. По материалам суда, он неправильно оформил документы да и сроки выплаты субсидий пропустил. Тем не менее фермер руки не опустил. Семья продолжала трудиться: выкорчевала деревья, разработала участок. Кормилица отблагодарила: давала по 30 центнеров с гектара.
Спорные доли отошли сельсовету
Через некоторое время Павел Пантелеевич обратился в сельсовет с просьбой передать ему эти самые 120 и 28 гектаров в частную собственность, ведь о праве на них никто так и не заявил. А фермеру пора передавать свои владения внукам по наследству. У тех было большое желание продолжить дело деда-хлебороба. Других парней в деревню пряником не заманишь, а Невзоровы-младшие сами рвались. Они, кстати, и уговорили его вернуться в Чесноки, признался ветеран. Но оформить участки оказалось непросто. По закону сначала надо было установить всех владельцев невостребованных земельных долей. Дальше через суд признать на них право муниципальной собственности, а уж потом сельсовет может ими распоряжаться: выставить на продажу, а если не купят, передать на аукционе в аренду. Павел Пантелеевич против оформления в муниципальную собственность ничего не имел, наоборот, через суд требовал у сельсовета скорее провести все процедуры. Правда, считал, что землю ему должны передать в собственность бесплатно по региональному закону, в котором указано, что участки, находящиеся в фонде перераспределения земель, могут предоставляться в собственность на безвозмездной основе для расширения КФХ. А он увеличил свои пахотные площади.
В 2013 году Кетовский районный суд признал право муниципальной собственности на невостребованные земельные доли, обрабатываемые КФХ "Невзоровых". Оказалось, одиннадцати из четырнадцати дольщиков действительно уже не было в живых, остальные в суд не пришли и никак себя не проявили либо высказались в пользу муниципалитета. Таким образом, спорные доли пайщиков отошли в фонд сельсовета. Только Павлу Пантелеевичу они не достались. По его словам, весной 2014 года он приехал обрабатывать пары, а полоса уже была засеяна другим фермером, как утверждает Невзоров, родственником главы сельсовета.
- У нас в селе почти все приходятся друг другу близкой или дальней родней, - отмела подозрения в раздаче земли по блату Антонина Семочкина. - Но дело вовсе не в родственных связях, а в том, что Павел Пантелеевич не является главой КФХ. По данным налоговой инспекции, в Едином госреестре индивидуальных предпринимателей сведения о нем отсутствуют.
С десяти лет на пашне
Участок Невзорова передан в пользование двум фермерам, которые, кстати, возделывают его временно, до процедуры торгов, чтоб поле не затянуло бурьяном. Впрочем, мало кто сомневается, что эти люди - главные претенденты на аренду. Правда, в прошлом году сельсовет предлагал желающим купить все 299 гектаров, находящихся в муниципальной собственности. Смельчаков не нашлось: слишком дорого. Средняя кадастровая стоимость одного гектара в пригородном Кетовском районе - 43,5 тысячи рублей. А чтобы отмежевать только одну долю, например, в 7 гектаров, нужно заплатить 7,5 тысячи рублей.
Павел Пантелеевич Невзоров вариант покупки земли для себя даже не рассматривает. Он по-прежнему уверен, что ему должны отдать участки бесплатно. Считает, что заслужил это своим трудом.
- Я с десяти лет работаю на земле, в Чесноках пешком ее исходил вдоль и поперек, - не может сдержать слез ветеран. - Меня даже в армию забрали от сохи. На дворе май стоял, я огороды пахал до позднего вечера, а утром в военкомат босиком пошлепал: обуть нечего было.
В это трудно поверить, но, кроме земли, фермер потерял еще место в бывшем колхозном зерноскладе. Хранилище также было поделено между колхозниками, хотя нигде на учете не стояло. Невзоров выкупил две большие доли (четвертую часть склада) по договору купли-продажи и под расписку их владельцев, за свой счет провел инвентаризацию помещения, получил на него технический паспорт. А когда захотел оформить свою часть в собственность, суд нашел нарушения и посчитал сделку незаключенной, да еще пайщики отказались от своих расписок.
Пиус Штефан, замглавы администрации Кетовского района:
- Думаю, Павлу Пантелеевичу Невзорову не стоит держать зла и обижаться на сельсовет и райадминистрацию. Мы всегда ему помогали, и землю, с которой он получал доход, Невзорову дали с нашей помощью, хотя по большому счету обрабатывал ее незаконно. Впрочем, так делал не только он. После развала колхозов в конце 1990-х - начале 2000-х годов в районе простаивало больше 15 тысяч гектаров, поэтому мы были рады любому, кто брал участки, лишь бы они не зарастали. Сейчас только три процента земель не обрабатывается, остальные в деле. По-человечески ветерана жаль. Наверное, он имеет моральное право претендовать на наделы, за которыми ухаживал, но закон есть закон. В настоящее время Павел Пантелеевич может бесплатно получить 2,5 гектара для ведения личного подсобного хозяйства. А если хочет больше, необходимо регистрировать КФХ, а потом участвовать в конкурсе на аренду участков.
По данным Управления Россельхознадзора, в начале проведения земельной реформы на территории Курганской области было выделено 205 613 долей (паев) в праве общей собственности на участки сельскохозяйственного назначения из земель бывших колхозов и совхозов.
В собственности муниципальных образований находится 110 тысяч гектаров земель сельхозназначения, из них 1,6 тысячи переданы гражданам на праве аренды, 10,3 тысячи - юридическим лицам на праве пользования и 23,6 тысячи гектаров в аренду. На начало 2016 года в регионе установлено 62 903 невостребованные земельные доли. В Варгашинском и Петуховском районах половина долей признана невостребованной и передана в муниципальную собственность, в Альменевском, Кетовском, Лебяжьевском, Макушинском и Частоозерском районах - более 10 процентов. В Щучанском районе в суд не подано ни одного искового заявления о праве муниципальной собственности на невостребованные доли.
Кстати
На официальный запрос "РГ" УФНС России по Курганской области сообщило: действительно, Павел Пантелеевич Невзоров был учредителем и руководителем КФХ "Невзоровых" с 23 июня 2006-го по 23 января 2009 года. Но он в течение года не вел деятельность по расчетным счетам и не сдавал бухгалтерские отчеты, поэтому его автоматически исключили из Госреестра. Решение Межрайонной ИФНС России по Курганской области № 7 "О предстоящем исключении" опубликовано в электронном журнале "Вестник государственной регистрации" 8 октября 2008 года. То есть с 2009 года КФХ "Невзоровых" просто не существует.