У нас о BIM-технологиях заговорили лишь пару лет назад, сегодня известно лишь о единичных проектах. О том, что отличает BIM-технологии в строительстве от 3D-моделирования и можно ли на этом заработать деньги, в интервью "Российской газете" рассказал директор департамента градостроительной деятельности и архитектуры Минстроя России Андрей Белюченко.
Андрей Владимирович, в следующем году должна быть предусмотрена квота на проекты BIM-технологий по госзаказу. Это коснется всех без исключения объектов строительства?
Андрей Белюченко: Внедрение BIM-технологий является одним из приоритетных направлений деятельности Минстроя России, и в наших планах - уже к 2017 году на определенную часть госзаказа распространить применения технологий информационного моделирования. То есть такое требование предполагается включать в контракты на проектирование и строительство объектов с привлечением средств федерального бюджета. Мы ожидаем, что это будет стимулировать проектировщиков и строителей активнее переходить на BIM-технологии и накапливать опыт в этой сфере. А в течение пяти лет на информационное моделирование может быть переведен уже практически весь объем госзаказа.
Пока же информационное моделирование при проектировании объектов строительства в России применяется лишь в единичных проектах, по собственной инициативе отдельных проектировочных компаний, бюро и заказчиков. Сейчас BIM в основном используются при возведении отдельных жилых домов, спортивных, культурных, промышленных объектов. Среди причин малой активности - более высокая стоимость процесса проектирования с применением новых технологий. Из-за этого к информационному моделированию прибегает достаточно узкий круг строителей, уверенных в получении прибыли от реализации возводимых объектов.
В сознании обывателя BIM-технологии это то же самое, что и 3D-моделирование. В чем существенное отличие?
Андрей Белюченко: Информационное моделирование позволяет создать многомерную модель здания, содержащую всю информацию об объекте, необходимую не только для его проектирования и строительства, но и эксплуатации. Но неверно думать, что BIM - это только 3D-проекция. Cпектр возможностей новых технологий гораздо шире - от комплексного учета всех инженерных систем, выстраивания эффективной ценовой политики до интеграции проекта с конкретной торговой площадкой и подбором нужных стройматериалов.
Информационное моделирование - это новый подход к возведению, оснащению, управлению жизненным циклом здания, при котором строительный объект проектируется как единое целое - единый комплекс объектов инфраструктуры, технологических систем и собственно объекта строительства.
Что даст внедрение BIM профессиональному сообществу?
Андрей Белюченко: Информационные модели содержат инструменты управления стоимостью и рисками, сроками выполнения работ, вариативностью исполнения проектов. BIM позволяет визуализировать в 3D-формате любые элементы и системы здания, рассчитывать различные варианты их компоновки, производить анализ эксплуатационных характеристик будущих зданий, упрощая выбор оптимального решения. В итоге появляется возможность избежать огромного количества переделок и перепроектирования, сэкономить время, существенно сократить расходы строительства и дальнейшей эксплуатации объектов.
Применение BIM-технологий позволяет принимать эффективные решения на всех стадиях жизненного цикла зданий - от инвестиционного замысла до эксплуатации и даже сноса. Это важно - и для бюджетных строек, с точки зрения рационального использования бюджетных денег, и вообще для строительства и эксплуатации любого объекта.
Как измерить эффективность электронного моделирования? Были проведены расчеты, как и на чем можно будет сэкономить?
Андрей Белюченко: Внедрение BIM-технологий требует определенных материальных затрат - на покупку соответствующего программного обеспечения и оборудования, на обучение персонала. Однако в дальнейшем эти затраты компенсируются за счет того, что информационное моделирование позволяет застройщикам существенно, до 20-30 процентов, снизить стоимость возведения здания, значительно сократить сроки выполнения работ.
Конкретный пример можно привести из опыта энергетического строительства - применение технологии информационного моделирования при проектировании и строительстве АЭС позволило снизить стоимость объекта на 1,687 миллиарда рублей: 1 миллиард рублей был сэкономлен за счет сокращения сроков строительства на 5 месяцев, а еще 687 миллионов рублей - за счет оптимизации организационно-технологических решений. При этом затраты организации на разработку информационной модели объекта составили всего 18 миллионов.
Информационное моделирование - это дорогостоящий процесс. Как, на ваш взгляд, можно заставить компании перейти на новые технологии?
Андрей Белюченко: На рынке проектирования и строительства существует довольно высокая конкуренция, а переход на информационное моделирование - это в первую очередь повышение конкурентоспособности компании, поэтому мы считаем, что прямая финансовая поддержка внедрения BIM не требуется. Роль государства здесь иная - поскольку это инновация, необходимо создать правовое поле для организации работы с моделью в формате BIM, внести соответствующие изменения в законодательство, подготовить нормативно-правовую базу, для того чтобы все участники процесса говорили на одном языке.
Максимально упростить переход на информационное моделирование в строительстве предполагается при помощи интеграции национальной платформы BIM c интегрированной автоматизированной информационной системой обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД). Ну и еще одно направление - ускорение внедрения информационного моделирования в практику через господдержку, то есть посредством тех самых квот, о которых мы говорили ранее.
В Великобритании, например, уже с 2016 года применение BIM-технологий - обязательное требование для госзаказа. В США разработана специальная нормативная база, поддерживающая применение BIM. Активно пропагандируют внедрение информационного моделирования Финляндия, Норвегия, Нидерланды, Дания, Германия, Франция, Южная Корея, Сингапур, Гонконг. Во всех этих странах действует определенная госпрограмма: на уровне государства либо на уровне отдельных министерств, отдельных крупных государственных заказчиков.
А мы можем попросту заимствовать иностранную платформу или принципиально важно создать полностью отечественный продукт со своими стандартами, понятными любому строителю?
Андрей Белюченко: Что касается создания единого государственного стандарта BIM, то здесь основная задача - создать такой стандарт, который бы был понятен всем и читался всеми операционными системами. Преобладание иностранных платформ, в которых не все программы адаптированы под российские стандарты - еще одна проблема, которую предстоит решить.
Рассчитываем на специалистов IT-отрасли, которые помогут создать национальную технологическую платформу с соответствующей инфраструктурой. Минстрой сейчас анализирует предложения отечественных разработчиков, представивших свои проекты платформ в рамках реализации плана импортозамещения программного обеспечения. Среди основных требований - отечественные BIM-платформы должны иметь возможности для интеграции проекта с ИСОГД. Первые проекты национальных стандартов по информационному моделированию разработал подведомственный минстрою НИЦ "Строительство" при участии специалистов технического комитета по стандартизации ТК 465 "Строительство". В частности, они касаются требований к организации работ и программному обеспечению, к эксплуатационной документации объектов завершенного строительства, к обмену информацией на всех этапах жизненного цикла.
В Градостроительном кодексе ничего не говорится об информационном формате проектов... Какие потребуются внести изменения в законодательство?
Андрей Белюченко: Сейчас составляется перечень нормативных актов, которые подлежат корректировке для беспрепятственного применения в России BIM-технологий. Сегодня требуется разработка нормативно-технических документов, определяющих терминологию и требования к формируемым информационным моделям с учетом различных стадий жизненного цикла объекта. Однозначная трактовка терминов необходима для взаимодействия между различными участниками проектов, регулирующими и надзорными органами.
Кроме того, на наш взгляд, изменения необходимо будет внести в Градостроительный кодекс, а также постановления правительства РФ о составе разделов проектной документации, о порядке проведения ее государственной экспертизы и т. д. До конца этого года мы должны актуализировать нормативно-техническую и законодательную базы, чтобы двигаться дальше.
Все-таки строительство - очень консервативная отрасль и многие инженеры привыкли работать с бумагой. Как именно будет внедряться информационное моделирование в отрасли?
Андрей Белюченко: Сейчас идет поэтапное внедрение технологий информационного моделирования в промышленном и гражданском строительстве. Чтобы создать единый госстандарт по BIM мы выявляем трудности, с которыми могут сталкиваться проектировщики при его использовании. Проанализировали пилотные проекты, разработанные с применением BIM-технологий, в результате совместно с экспертами глав и Мосгосэкспертизы составляем перечень нормативных правовых и технических актов, подлежащих изменению и разработке.