20.04.2016 00:40
Digital

Будущее бизнес-технологий - за когнитивными системами

Когнитивные системы помогут победить конкурентов
Текст:  Юлия Воронина
Российская газета - Спецвыпуск: Информационные технологии №84 (6952)
Сегодня компаниям приходится внедрять множество систем для автоматизации приложений, технологий хранения и анализа, чтобы не отставать от высокотехнологичной гонки, которая развернулась между бизнесом по всему миру.
Читать на сайте RG.RU

Межмашинное обучение, искусственный интеллект, большие данные (Big Data) - сегодня все эти технологии уже активно используются крупными компаниями. Но сейчас в сфере интеллектуальных программ назревает новый прорыв - когнитивные системы. По подсчетам аналитиков IDC, к 2019 году объем мирового рынка когнитивных технологий превысит 31 миллиард долларов.

Когнитивные технологии представляют собой совокупность математических методов, алгоритмов и компьютерных технологий, которые позволяют создать умные машины. Одной из первых когнитивных систем в мире стал суперкомпьютер IBM Watson. Он представляет собой мощный инструмент для решения разнообразных вопросов. Например - распознавание естественного языка, динамическое обучение системы, построение и оценка гипотез. Когнитивная система умеет использовать для работы большие массивы глобальных неструктурированных данных, Big Data.

Георгий Гречко: Ульрасовременные технологии необходимы для реабилитации

Сейчас таких систем появляется все больше, они расширяют возможности корпоративного программного обеспечения (ПО). По прогнозу международной группы "Делойт", уже в 2016 году более 80 из 100 крупнейших компаний мира по разработке программного обеспечения, скорее всего, будут встраивать в свои продукты когнитивные технологии, такие как самообучающиеся системы, обработка текстов на естественных языках или распознавание речи или объектов. Это на 25 процентов больше по сравнению с прошлым годом.

Почти 20 процентов мирового объема закупок когнитивных систем придется на долю банковской отрасли. В банках они применяются для выявления мошенничества, автоматизации анализа и ликвидации угроз, а также выработки рекомендаций. Второе и третье места по объему закупок занимают торговля, где когнитивные системы обеспечивают работу агентов автоматизированного обслуживания клиентов, и мерчандайзинг и здравоохранение, где они применяются в системах диагностики и лечения.

Почти 20 процентов мирового объема закупок когнитивных систем придется на долю банковской отрасли

- В последнее время одним из наиболее успешных подходов для решения отдельных задач является глубокое обучение, - отметил начальник отдела продуктизации аналитических решений компании "Техносерв" Георгий Шатиров. - В этом подходе используются глубокие нейронные сети различных типов (глубокие - с большим количеством слоев и сложными зависимостями, способные извлечь мельчайшие абстрактные признаки). Они дают возможность задействовать широкие классы алгоритмов в зависимости от данных, на которых они обучаются". Такие технологии могут применяться в медицине, например, для анализа изображений с УЗИ, МРТ, рентген-снимков (определение и выделение вероятных отклонений), анализа историй болезней и выдачи рекомендаций на их основе, создания умных протезов, управляемых через нейроинтерфейс (в том числе для восстановления моторных функций), для персонализированного лечения раковых опухолей.

В Подмосковье создадут особые условия для прорывных разработок

Пока четко определяемого рынка экспертных систем нет. Фактически к ним можно отнести любую технологию, которая способствует принятию решений. "Но как только она вырастает до какого-то определенного уровня и начинает интересовать заказчиков, технология или класс систем получает какое-то собственное название, - пояснил руководитель направления, аналитик больших данных компании КРОК Роман Баранов. - Например, системы Business Intelligence, оценки KPI и прочие. То есть с позиции решаемых задач экспертной системой может быть не только суперкомпьютер типа IBM Watson, а практически любая правильно выстроенная система аналитики, в некоторых случаях с возможностью обработки больших объемов данных из разрозненных источников". Главная цель всех подобных инструментов - поддержка принятия решений, способствующих сокращению операционных затрат, увеличению выручки, повышению конкурентоспособности, эффективности практически любого бизнеса или просто получению подсказки по запросу.

Технологии