- Как бы вы оценили динамику развития федеральных информационных систем государства за последние годы?
Евгений Ефименко: Федеральные информационные системы непрерывно развиваются, модернизируются, а значит - положительная динамика, несомненно, есть. За предыдущие годы была создана хорошая база информационных ресурсов в сфере государственного управления, теперь стоит задача повышения их качества, дальнейшей оптимизации и консолидации данных. Обеспечение интеграции и "бесшовного" взаимодействия систем будет оставаться насущной задачей еще надолго. При этом важно обеспечить удобство работы пользователя, дружественный интерфейс и простоту работы с системой.
Главный результат состоит в том, что электронное правительство в нашей стране постепенно становится реальностью. Востребованность уже созданных информационных систем растет - как со стороны самих госструктур, так и со стороны граждан, которые могут получать все больше государственных услуг в электронном виде.
Так, с момента создания в 2010 году с участием ФОРС Единой системы межведомственного электронного взаимодействия число запросов возросло многократно: в 2015 году по сравнению с прошлым годом оно увеличилось на 71% - с 4,3 млрд до 7,4 млрд. В настоящее время к СМЭВ подключено более 12 тысяч участников. Из них около 100 составляют федеральные органы власти, 1,5 тысячи - региональные, 9,5 тысячи - муниципальные и более 900 - кредитные организации.
- Каковы, на ваш взгляд, основные проблемы федеральной информатизации?
Евгений Ефименко: Для эффективной реализации проектов необходимо "сузить" горизонт ИТ-планирования. Сейчас уже на стадии разработки в систему сразу закладывается обширный функционал, что требует продолжительных сроков внедрения и серьезного финансирования. Как следствие, системы долгое время остаются в стадии опытной эксплуатации, подрывается доверие к обрабатываемой информации, подрядчикам и к проекту в целом. Поэтому целесообразнее такие проекты разбивать на небольшие этапы с гарантией получения определенного результата на каждом из них.
Можно выделить и другую проблему, связанную с тем, что уровень автоматизации в смежных по деятельности организациях, министерствах и ведомствах может сильно отличаться, и эту разницу следует учитывать. Если этого не делать, то полученный в ходе проекта результат будет не таким, как запланировано. Так, к примеру, пришлось отложить на неопределенное время проект по использованию дорожных камер на дорогах общего пользования для фиксации проезда без оформленного полиса ОСАГО. Причина - неготовность баз данных страховых компаний, о чем было объявлено Российским союзом автостраховщиков.
- Какие государственные ИТ-проекты последних лет можно было бы назвать наиболее яркими, с вашей точки зрения?
Евгений Ефименко: Трудно выделить какой-то один проект. Но самыми значимыми для жизни общества, на наш взгляд, являются три:
- Портал госуслуг, который избавил граждан от бюрократии и взаимодействия с чиновниками, - большинство госуслуг сегодня можно получить в электронном виде;
- СМЭВ, ставшая "кровеносной системой" российского электронного правительства;
- "Платон", поскольку это первая федеральная система, в основе которой лежит использование телеметрической информации.
- А в каких проектах еще участвовала ваша компания помимо СМЭВ?
Евгений Ефименко: Их несколько десятков. Один из наиболее интересных и значимых - создание автоматизированной системы управления объединенной диспетчерской службы Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы. Система позволяет вести учет объектов комплекса городского хозяйства, планировать работы по их обслуживанию и благоустройству и контролировать качество выполнения этих работ, в т.ч. с помощью телеметрических средств. Кроме того, она включает и аналитический блок для оперативного анализа собранной информации для различных служб заказчика работ и руководства города.
Другая крупная система разработана нами для поддержания порядка в городе - в домах, во дворах и на улицах, она автоматизирует деятельность административно-технических и жилищной инспекций города Москвы. Система представляет собой современный инструмент для планирования и проведения проверок состояния объектов городского хозяйства, выявления возможных нарушений и принятия административных мер.
Разработанные нами системы интегрированы между собой и с другими информационными системами города Москвы.
- Эти проекты как-то повлияли на повседневную жизнь города?
Евгений Ефименко: Информатизация вообще призвана сделать жизнь людей легче, комфортнее, сэкономить их время и трудозатраты. ИТ-системы, разработанные и нами, и другими компаниями, являются действенным инструментом для управления городом, повышения качества жизни и создания условий, необходимых для роста и развития бизнеса. Автоматизация способна облегчить решение многих текущих повседневных проблем, связанных с жильем, транспортом, благоустройством и получением разнообразных государственных услуг. В значительной степени, именно благодаря средствам ИТ город может расти и развиваться дальше, формируя собственное цифровое пространство и вовлекая в него все больше социальных функций и структур.