Столтенберг призвал к модернизации Венского документа ОБСЕ о мерах доверия после того, как 13 апреля в Балтийском море российские боевые самолеты пролетели в непосредственной близости от корабля ВМС США "Дональд Кук". В Вашингтоне тут же заявили, что этот "инцидент" не соответствует профессиональным нормам поведения вооруженных сил в международном воздушном и морском пространствах. А вот официальный представитель минобороны России Игорь Конашенков заверил журналистов, что экипажи самолетов Су-24 ВКС России при облете эсминца военно-морских сил США "Дональд Кук" в нейтральных водах Балтийского моря соблюдали все меры безопасности.
И, тем не менее, на новую "оптимистичную" инициативу Столтенберга нужно было что-то ответить. В понедельник источник в МИД РФ сообщил Интерфаксу, что российская сторона считает преждевременным предложение генерального секретаря НАТО Йенса Столтенберга о принятии дополнительных мер доверия в военной области в рамках Венского документа ОБСЕ. "Меры доверия должны основываться на новой платформе по ограничению обычных вооруженных сил в Европе. А такой платформы сейчас нет", - пояснил источник в МИД РФ. И добавил, что выдвигать такие предложения "равносильно тому, чтобы ставить телегу впереди лошади". Иными словами, источник в МИД РФ, очевидно, обвинил генсека НАТО, как минимум, в поверхностном отношении к своим служебным обязанностям.
"Мы не считаем, что сейчас пришло время для работы над новыми поправками к Венскому документу, поскольку натовцами полностью остановлена работа над новым режимом контроля за обычными вооруженными силами в Европе, - подчеркнул источник в МИД РФ. - Прежний Договор об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ) не действует, модернизированный - тоже. Мы много раз делали предложение по новому контролю за обычными вооружениями в Европе (КОВЕ) и ждем по-прежнему ответа от натовцев".
А на вопрос журналиста Интерфакса, есть ли надежды на прогресс в области модернизации Венского документа по мерам доверия в течение этого года, о чем говорил генсек НАТО, российский дипломат предельно откровенно ответил: "Такой надежды нет. Сначала должны быть введены ограничения на уровни и модернизацию обычных вооружений в Европе, а меры доверия должны быть уже в зависимости от этого договора. Мы выдвигали различные инициативы о том, что можно сделать в этой области. В НАТО начинался процесс рассмотрения новой разоруженческой основы, но так ни к чему и не привел".