Министерством занимается только министр, а при смене главы ведомства меняются и его аппарат, приоритеты и способы работы, нарушается преемственность. Премьер отметил и минимальный уровень взаимодействия между ведомствами, что тоже негативно влияет на общий результат. Дмитрий Медведев предлагает определить ключевые показатели эффективности для каждого министерства и сформировать понятную "приборную панель" для государственной власти с учетом общественной оценки ее действий. За достижение ключевых показателей эффективности, считает премьер, главы министерств должны нести персональную ответственность.
Для проведения реформы системы госуправления глава правительства предлагает создать специальную комиссию под руководством президента. В ее состав войдут министры, депутаты верхней и нижней палат парламента, эксперты.
Идея премьер-министра президенту понравилась.
Слабая эффективность госуправления - это то, о чем представители верховной власти говорят с момента начала административной реформы. Первый ее этап, проведенный в 2003-2005 годах, преследовал политическую цель - укрепить государственную власть. Второй этап, начавшийся в 2006-м, был ориентирован на построение компактного эффективного государства с четко работающими институтами управления. У истоков этих преобразований стоял Герман Греф. Возглавляемое им в ту пору министерство экономического развития и торговли (минэкономразвития) подготовило план сокращения избыточных и дублирующих функций правительственных подразделений. Откуда чиновники, сочинявшие этот план, черпали информацию? Ну, разумеется, из аппаратных недр все тех же министерств и ведомств. Каждое из них поделилось соображениями, чьи функции следует упразднить и кто кого дублирует. И, ясное дело, всяк продемонстрировал свою необходимость и незаменимость, обнаружив никчемный дубляж исключительно у кого-то другого. К примеру, минпромнауки нашло множество избыточных и дублирующих функций у своих "смежников", не у себя самого.
Затем в порядке эксперимента решено было провести реорганизацию двух-трех министерств, чтобы на них обкатать модель административной реформы. Минэкономразвития предложил ликвидировать Госкомрыболовство, Роспатент и Росгидромет. Однако передача функций Госкомрыболовства и Росгидромета другим ведомствам (на деле - все тому же Минэкономразвития) была признана нереальной. Почему начали с Госкомрыболовства? Ну, наверное, не только потому, что нашлись веские организационные резоны упразднить это ведомство. Нетрудно предположить, что тут имелись и побочные соображения вполне конъюнктурного свойства. Ведь как раз в ту пору в Кремле и Белом доме ломали голову над тем, как избавить правительство от Евгения Наздратенко. И выход был найден: ликвидировать ведомство. Короче, реформаторы не пошли дальше воспроизведения дремучей советской практики. Суть ее известна: реорганизация управления происходит, как правило, тогда, когда требуется переместить большого начальника. Кого-то понизить или отправить в отставку, а кого-то, наоборот, наградить высокой должностью. Все это продолжается и теперь. Система органов власти в России по-прежнему зависит от персоналий. От кадровых раскладов наверху. От борьбы группировок. От постоянного конструирования "сдержек и противовесов". От чьего-то стремления выстроить собственную аппаратную оборону и обеспечить себе максимальный служебный комфорт.
Крайнее недовольство тем, как идет административная реформа, Путин впервые выразил еще в 2003 году, выступая с Посланием Федеральному Собранию: "Административная реформа слишком затянулась... Российская бюрократия оказалась плохо подготовленной к выработке и реализации решений, адекватных современным потребностям страны... Считаю, бюрократию надо не убеждать уменьшать свои аппетиты, а директивно ограничивать. Нужно провести радикальное сокращение функций госорганов".
Нынешняя структура правительства была задана административной реформой. Но сколько эту структуру ни меняй, госаппарат разрастается. Он начинает разрастаться едва ли не сразу после того, как подвергается очередному сокращению. Например, установленные административной реформой лимиты на вице-премьеров (не более одного), заместителей министров и глав федеральных агентств (не более двух) давно и значительно превышены.
Если предложенная Медведевым реформа госуправления сведется лишь к изменению структуры исполнительной власти и варьированию количества заместителей у министров, толку опять не будет. В конце концов неважно, сколько в России чиновников. Важно другое - какова она, отечественная бюрократия. И прежде всего - каково качество государственных услуг, предоставляемых населению. Регистрация, оформление паспортов, выдача всяческих справок и разрешений - по тому, как чиновники справляются с этой рутинной работой, можно судить, сколь эффективен в целом госаппарат.
Согласие президента создать комиссию по реформе системы госуправления означает как минимум осознание им крайней неэффективности нынешней "ручной" модели. Речь уже не только о реорганизации правительственного аппарата. Речь о необходимости принципиального, качественного обновления власти. Между тем сценарии этого обновления, как правило, пишутся самими же чиновниками. Готова ли российская бюрократия самореформироваться - вот вопрос.