Глава правительства провел совещание по развитию региональной и муниципальной дорожной сети. За одну из двух вечных российских проблем с новыми силами взялись после прямой линии президента Владимира Путина. Дмитрий Медведев во время своих рабочих поездок по регионам страны, в которых он обычно лично ездит за рулем автомобиля, тоже не раз обсуждал проблемы с главами субъектов Федерации.
- Нужно использовать такие технологии, которые приспособлены к нашему климату. Это ключевая задача, в том числе и для всех дорожников, - заявил премьер на совещании. - Понятно, что для тех, кто этим занимается как бизнесом, гораздо выгоднее там что-то слегка покидать, а на следующий год прийти и сказать: "Давайте снова платите, потому что дорожная сеть пришла в негодность, такой у нас климат, ничего сделать нельзя".
Оспаривать климатические особенности России председатель правительства, конечно, не стал. Да и размеры страны такие, что обслуживать дорожную сеть сложнее, чем, например, в Италии. В то же время он обратил внимание на опыт других северных стран - государств Скандинавии и Канады. "Там климат не лучше нашего, но почему-то таких вспучиваний и провалов после наводнений тоже не бывает, - заметил Медведев. - Значит, просто технологии нормально соблюдаются и воруют гораздо меньше".
В России достичь такой ответственности от дорожных строителей, видимо, можно только путем жесткого контроля, причем с привлечением прокуратуры.
- Если кто-то их не соблюдает из тех, кто принял на себя обязательства по сооружению дорог, реконструкции дорожной сети, созданию новых дорог, надо их выгонять, привлекать к ответственности, натравливать на них прокуратуру, чтобы они работали, как следует, - посоветовал премьер-министр.
В дорожных проблемах страны виноваты не только строители. Министр транспорта Максим Соколов сообщил, что не все регионы исполняют свои финансовые обязательства для развития дорожной сети: "Только в 2015 году 56 регионов недонаправили в свои дорожные фонды 55 миллиардов рублей". В этой связи министерство финансов подготовило поправки в Бюджетный кодекс, предусматривающие обязательное увеличение объема дорожного фонда на положительную разницу между фактически поступившими и прогнозировавшимся объемами доходов, чтобы возместить недофинансирование дорожных фондов.
Еще 38 миллиардов дополнительных рублей региональные дорожные фонды получат с акцизов на бензин. "Президентом было дано указание направить в регионы половину - то есть, один рубль - дополнительных доходов, получаемых в этом году от повышения акцизов на моторное топливо с 1 апреля текущего года", - напомнил глава Минтранса.
И министерство настаивает, чтобы эти деньги шли именно на ремонт и восстановление региональных и муниципальных дорог. За счет этих средств можно будет дополнительно отремонтировать до 3 тысяч километров дорог плюсом к тем почти 13 тысячам километров, которые субъекты уже запланировали в своих программах на 2016 год.
Там, где состояние дорог оценивается как критическое, могут привлечь часть средств - около 10 миллиардов рублей, - собираемых через систему "Платон". "Субъекты, где критическое состояние дорог, в целом, и, в том числе, в столицах субъектах: Волгоградская область, Саратовская область, Омская, Костромская, Тверская, Республика Карелия, Архангельская область, Вологодская, Рязанская, Владимирская, Кировская, Самарская", - перечислил министр Соколов. Также серьезные проблемы с дорогами в столицах Республики Алтай, Челябинской области, Калмыкии, Республики Марий-Эл.