Об этом сообщает "Радио Свобода - Озодлик" со ссылкой на источник, приближенный к руководству компании. К данному моменту по этому делу арестованы еще 10 человек, включая сына Жалилова и его заместителя. Сам топ-менеджер содержится в следственном изоляторе Службы национальной безопасности (СНБ) Узбекистана.
"Жалилов допрашивается в СИЗО СНБ. Сбежали два офицера СНБ, которые покровительствовали мошеннической схеме. Однако очевидно одно: такое большое дело невозможно провернуть без помощи влиятельных лиц и можно сказать, что Жалилов - не основное лицо в этой схеме", - сообщил источник радиостанции.
Кстати, по данным "РГ", председателем правления государственной акционерной компании "Узавтосаноат" является заместитель премьер-министра Узбекистана Улугбек Розукулов.
Официальных заявлений от генпрокуратуры республики и других следственных органов до сих пор не поступало. Представители АК "Узавтосаноат", владеющей 75 процентами акций GM Uzbekistan, и самого СП также не комментируют ситуацию. "Пока мы не владеем информацией по этому вопросу", - заявили "РГ" в пресс-службе российского представительства бренда Ravon, которое выполняет роль дистрибьютора "Узавтосаноата". Пресс-секретарь узбекской компании на наш запрос не ответил. Между тем арест высокопоставленных руководителей автокомпании напрямую касается деятельности компании в России.
Судя по информации узбекских коллег, речь идет о мошенничестве при поставках в России компактных хэтчбеков Ravon R2, произведенных в Узбекистане. В начале года в СМИ и на сайте бренда прошла рекламная кампания о скором выходе этой модели на наш рынок. При цене базовой версии от 369 000 рублей она позиционировалась как самый доступный в стране автомобиль с автоматической коробкой передач. 10 марта было объявлено о приеме предварительных заказов на эту машину, а "живые" продажи предполагалось начать 10 апреля. Однако этого так и не произошло, хотя вся первая партия, как ранее сообщала "РГ", была успешно распродана.
О ситуации с поставками первой партии R2 можно судить по жаркой дискуссии в официальном паблике Ravon в соцсети. Учитывая количество поступающих вопросов, компания даже выступила с официальным обращением о том, что машины прибудут в салоны официальных дилеров до конца апреля. А задержку связали с ростом тарифов на железнодорожные перевозки, из-за которых стоимость предоплаченных автомобилей могла возрасти. "Для сохранения стоимости R2 компания искала возможные пути решения вопроса. С этим связана задержка в поставке первой партии автомобилей. Было принято решение осуществлять доставку автовозами, что позволило сохранить заявленную стоимость на первую партию Ravon R2", - сообщили в компании.
Отметим, что "РГ" не раз запрашивала информацию о дате начала "живых" продаж R2 в пресс-службе компании, но там всякий раз просили подождать "официального заявления". По данным пользователей паблика Ravon, в последние дни им обещали, что машины придут после 15 мая. Однако, судя по информации узбекских СМИ, Ravon R2 и другие автомобили этой марки, которые должны были прибыть в Россию, оказались вовлечены в крупномасштабную аферу.
"Махинация была очень простой. Автомобили вывозили в южные регионы Казахстана, а затем реэкспортировали обратно в Узбекистан, где продавали по более высокой цене. Сейчас следователи проверяют каждую проданную машину. Работа завода практически приостановлена, автомобили производятся в очень малом количестве. Кроме того, насколько я слышал, в Ферганской долине конфискованы около 100 автомобилей, проданные по той же схеме в экспортном варианте. Сотрудники СНБ проверяют людей, купивших эти автомобили, отбирают у них авто и опечатывают их", - заявил источник радиостанции "Озодлик".
Кстати, как уточняют республиканские СМИ, те же Matiz, Ravon R2 (создан по мотивам Chevrolet Spark) и Gentra, которые у нас входят в число самых дешевых автомобилей, в Узбекистане продаются под брендом Chevrolet и стоят вдвое дороже. Более того, как отмечает радиостанция, в последнее время очередь на эти модели внутри страны заметно сократилась - с нескольких месяцев до считанных дней, причем "особенно хорошо продавались автомобили марки Gentra, произведенные для российского авторынка".
Отметим, что Тохиржон Жалилов, по неофициальным данным, был владельцем известной сети автосалонов в Черноземье. В 2015 году он стал важным свидетелем по уголовному делу о взятке бывшего начальника УФМС по Воронежской области Николая Полуказакова, который в 2013-м в обмен за услуги при получении квот на ввоз в Россию рабочей силы получил от представителей узбекского концерна Uz-Daewoo автомобиль Volkswagen Touareg. В результате чиновника наказали восемью годами лишения свободы и штрафом в размере 74,8 миллиона рублей. Кстати, в официальной биографии Жалилова на сайте АК ничего о воронежском периоде карьеры не говорится.
Между тем, в настоящее время, по данным СПАРК, Тохиржон Жалилов является совладельцем столичных ООО "УЗАВТОРУС", "УЗМАШЭКСПОРТ" и воронежского ЗАО ПИИ "УЗДЭУАВТО-ВОРОНЕЖ", занимающихся оптовой торговлей автотранспортными средствами, воронежского ООО "ТРАНСЛОГИСТ", занятого в сфере транспортной обработки грузов и хранения, и московского ООО "МАЛИКА-М" (рестораны и кафе), а также владельцем воронежских ООО "ОК-ЮЛ" (деятельность автомобильного грузового транспорта) и ООО "АКАДЕМИЯ УЗДЭУ" (образование для взрослых и прочие виды образования).
Подписывайтесь на автомобильные новости "РГ" в Telegram: telegram.me/rgruavto