04.05.2016 21:40
Экономика

Яков Миркин: Никто и ничто не перебьет решимость народа сделать чудо

За экономической победой в 1941 - 1945 годах должна прийти победа "человеческой" рыночной экономики в 2016 - 2025 годах
Текст:  Яков Миркин (заведующий отделом международных рынков капитала Института мировой экономики и международных отношений РАН)
Российская газета - Федеральный выпуск: №95 (6963)
Ничто не перебьет решимость народа сделать чудо. Таким экономическим чудом был переворот в промышленности 1941-1942 годов, когда на западе, под немцами, были потеряны больше 70 процентов чугуна, 60 - стали, почти 50 - посевной земли и, что самое страшное, 45 процентов населения.
Читать на сайте RG.RU
Экономист Яков Миркин

Это действительно чудо, потому что если к 1941 году военно-промышленные мощности Германии были больше советских в 1,5-2 раза, то в 1942 году - в 3-4 раза. В декабре 1941 года чугуна, стали и проката производилось в СССР в 3-4 раза меньше, чем в июне. От экономики осталась ровно половина.

Это мог сделать только народ, находящийся в отчаянии, но приобретший жестокую, непреклонную решимость сделать то, что должно. Великое переселение народов. 19-20 миллионов человек, эвакуированных на восток. Из Москвы - 2 миллиона человек, из Ленинграда - почти 800 тысяч. Перемещение полностью или частично тысяч предприятий, сотен тысяч вагонов с техникой, часто под бомбами, и сверхскоростной, поздней осенью - зимой, их монтаж на новых площадках. Заводы, вводимые в строй за несколько месяцев. И с начала 1942 года наступил великий поворот.

Это была сверхмобилизация народа. Больше на оборону из национального дохода, чем в других воюющих странах. Больше вооружения из тонны металла. Больше найти и извлечь из земли руды и топлива, чего бы это ни стоило. За годы войны было произведено в два раза больше военной техники, чем в Германии. И это при том, что объемы экономики в 1942-1944 годах сузились от трети до половины по отдельным отраслям. Никто никогда не считал тех, кто погиб от перенапряжения, истощения сил, от болезней, вызванных нечеловеческим трудом, когда такой труд - это общее, норма, желанное для всего народа.

Никто и ничто не перебьет решимость народа сделать чудо. Число ушедших на фронт достигало 60-70 процентов работавших на предприятиях.

К концу 1941 года число рабочих и служащих в стране сократилось на 40 процентов. Великий профессиональный переворот, когда пришли работать и дети, и старики. Жить в цеху, в мастерской - норма.

Яков Миркин: Кризис продлится еще три года

Но еще было и "проектное управление". Государственный комитет обороны, который забрал себе часть промышленных ведомств. Совет по эвакуации, проталкивавший вагоны с запада на восток. Вертикали парторгов, вертикали лично ответственных за отгрузку, отправку, производство в тысячах штук. Переделка всего, что дышит, под войну. Задания, наблюдение "Большим Братом", готовность найти виновного помесячно, по дням.

Но это бы не сработало, если бы внутри народа не было металла, подталкивающего делать то, что должно. Когда люди стали - и готовы стать - человеческим материалом, который гонят, заталкивают, тратят и который каждый за себя, но все вместе - побеждает.

В СССР в 1941 г. жили 195 миллионов человек. В 1946 году - 170,5 миллиона. А должны были бы, если бы не случилась война, 210 миллионов. Не родились 15 миллионов человек. Из погибших 25,5 миллиона человек мужчины - 19,5 миллиона. Катастрофа народа и судеб, даже не пришедших на свет.

А что Россия? В РСФСР в 1941 году жили, дышали 111 миллионов человек. В 1946 году осталось 97,6 миллиона. А должны были жить, если бы не война, 117,4 миллиона. Российский народ - это больше 13 миллионов погибших. И еще не родились больше 7 миллионов человек. Тяжело раненный народ, который совершил не только чудо победы, но еще и экономическое и интеллектуальное чудо, создав лучшее оружие, давшее превосходство в войне.

История дает нам основания думать о будущем. О том, что народ, не единожды победивший, заслуживает яркой, спокойной и сытой жизни. Но он и сегодня далек от этого.

Почти полвека после победы - гонка вооружений, полувоенная экономика, в которой все гражданское жило по остаточному принципу. А что потом? Еще четверть века мучительного вползания в рынок, когда рационализм и решимость в подчинении экономики общему делу, которые победили во время войны, кажется, перестали существовать.

Яков Миркин: Кризис - время начинать новые проекты

Какому же общему делу должна была подчиниться экономика в 1990-2015 годах? Самому простому - качеству жизни на одной восьмой суши. Дома, дороги, малая социальная инфраструктура, открытое, быстрое мышление, образование и здоровье. Все подчинить росту, свободе предпринимательства, минимизации рисков, увеличению среднего класса и его имущества. Как следствие, инновации, мобильность, зажиточность. Жить больше 80, как в первых 10-20 развитых странах мира. 71 год - это очень мало, 122-е место в мире по продолжительности жизни.

Вместо этого большая индустриальная экономика была сначала сброшена без всяких тормозов вниз с горы. А затем была помещена в бесконечный режим рубки активов и охлаждения.

Какой? Стабилизация, резервирование, замораживание, укрупнение, подавление и, наконец, погружение в транс и ужесточение в связи с тем, что все равно "вывезут", "выведут" и, конечно, сбросят на валютный рынок и точно "украдут".

Народ в этой экономической политике, народ - победитель - бесконечная малая величина, которую нужно накормить и успокоить, которой нужно за счет природной ренты выделить что-то от государства, изнемогающего от "непосильных" социальных запросов. Экономика не конкурентоспособна в большинстве своих точек, кроме сырья и лучших мозгов на вывоз.

Только "братья и сестры", по известному обращению к народу, могли победить в той великой войне. Только "братья и сестры" сегодня могут создать еще одно экономическое чудо в России. Они, а не "человек ворующий", "человек просящий", "человек обходящий". Такому пониманию народа подчинена вся экономическая политика государства.

О каком экономическом чуде идет речь? Таком же по масштабам, как в 1941-1945 годах. О чуде превращения из сырьевого, огосударствленного, отстающего на десятилетия хозяйства в открытую, социальную рыночную, универсальную экономику, впитывающую как губка инновации, основанную на свободном предпринимательстве и, самое главное, обеспечивающую высокое качество и продолжительность жизни людей. О чуде создания на всей территории России удобной среды обитания, которая притягивала бы лучшие мозги со всего света.

Этого нельзя добиться приказами. Никакие стратегии и политики здесь не помогут. Только решимость народа в том, что так дальше нельзя. Только изменение "модели коллективного поведения" в том, чтобы решительно уйти от культуры времянок и нестабильности и, наконец, начать устраиваться удобно на одной восьмой суши.

Строить жизнь, в центре которой семья на 2-3 поколения вперед, ее имущество, дом, безопасность, способность добиваться самых громких целей в профессиях и экономических иерархиях, конкурировать со всем миром.

Яков Миркин: Кардиограмму страны стоит научиться читать

Такое внутреннее убеждение народа, что ему нужно совершить экономическое чудо, может привести к победе, если только совпадет с полной поддержкой государства, как это было в войну. Государство - умное, изворотливое, которое, опираясь на чужой опыт, но не копируя его, ищет собственные пути в том, чтобы помочь всему, что готово расти и создавать новое. Государство, в котором все подчинено развитию. Государство - победитель, у которого есть очень простая цель: вести такую экономическую политику, чтобы Россия вошла в первую двадцатку стран мира по качеству и продолжительности жизни.

За экономической победой в 1941-1945 годах - победа "человеческой", социальной рыночной экономики в 2016-2025 годах. Чудо в Москве, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Владивостоке, тысячах мелких и средних городов и поселений.

Мечта? Идеализм? Экономический романтизм? Нет, чудо, которое раз за разом в своей истории совершал российский народ.

Макроэкономика