Сегодня собралось 60 работ, посвященных ветеранам Великой Отечественной. Среди них безногий пулеметчик Шорин с тремя орденами Отечественной войны. Ноги он потерял под Псковом. Но не спился, не ходил по электричкам, милостыню не просил, как это было часто после войны. Устроился работать на завод Москабель, проработал там 40 лет, стал ветераном труда. Женился, вырастил сына. И хотя он был всего-навсего сержантом, для меня - один из величайших людей, сражавшихся за Родину.
Среди работ есть портрет Наталии Малышевой, которая в 19 лет ушла на фронт добровольцем и попала в армию Константина Рокоссовского. Он отправил ее учиться на разведчицу, так как она знала немецкий. И она на вражеской территории устанавливала подслушивающие устройства. Войну закончила в чине майора. А в конце жизни ушла в монастырь и поселилась на Пюхтицком подворье в Москве.
На выставке представлена и серия великих разведчиков и контрразведчиков Советского Союза - портрет Джорджа Блейка, который много сделал для победы над фашистами. После этого я написал портрет Героя России, разведчика Алексея Ботяна - прототипа майора Вихря (он спас Краков от уничтожения).
Я благодарен генералу армии, бывшему директору Службы внешней разведки России, великому патриоту Сергею Николаевичу Лебедеву за то, что он познакомил меня с этими героями. Он посоветовал написать и Георгия Вартаняна. Когда готовилась знаменитая конференция, где Сталин, Рузвельт и Черчилль решали, что делать дальше, Гитлер снарядил сверхсекретную экспедицию с целью убить глав трех государств. Руководство нашей разведки поручило Вартаняну - ему было всего 19 лет - вычислить этот отряд и уничтожить его. И он справился, что во многом определило ход Второй мировой войны. За эти портреты я получил премию ФСБ и горжусь этим.
Также на выставке представлены портреты великих артистов: народных артистов Советского Союза Этуша, Бондарчука, Матвеева, драматурга Розова, служителей церкви, писателей, врачей, всех, кто сражался за Родину.
В экспозиции есть и два портрета контрразведчиков одной из самых таинственных советских спецслужб СМЕРШ - Ивана Устинова и Леонида Иванова. Еще выставка пополнилась портретами Героев Советского Союза летчиков Ивана Лезжова и Сергея Крамаренко, генерал-майора Бориса Соколова, почетного сотрудника органов госбезопасности разведчика Ивана Павловича Евтодьева. И я буду продолжать писать этих героев. Ведь без разведки и контрразведки Россия немыслима. И этими службами управляет профессионал и патриот Александр Васильевич Бортников.
Как возникла идея передвижной выставки?
Александр Шилов: К нам в галерею на выставку "Они сражались за Родину" во второй раз пришел президент Владимир Владимирович Путин, чем я горжусь. Он подписал документ о включении выставки в планы мероприятий по случаю празднования Победы и сказал, что хорошо бы ее показать в городах-героях и городах боевой славы России. С выставкой мы посетили 14 городов - Севастополь, Минск, Новгород, Волгоград, Тверь, Курск, Брянск, Смоленск, Псков, Тулу, Ковров, Орел и Белгород. На днях выставка открылась в Воронеже, в музее имени Крамского. Потом поедем в Елец, Архангельск и Мурманск. Так, с легкой руки президента мы занялись патриотическим воспитанием, которое так необходимо будущим защитникам Отечества и всему народу.
Сколько работ выставлено в Воронеже?
Александр Шилов: 35. Каждая выставка стоит немалых денег. Очень дорогая охрана, транспортировка картин, страховка, климат. Но когда видишь благодарные лица пришедших на выставку, понимаешь, что все усилия не напрасны. Особенно благодарят ветераны.
Вы портретист и научились читать по лицам. Как меняются лица?
Александр Шилов: Они становятся старше. Время никого не красит. Но для меня как художника лица ветеранов становятся выразительней. У тех людей, которых я пишу, на лицах война еще больше чувствуется. Они понимают, что боевое время позади, не всегда видят сейчас адекватное к себе отношение. На мой взгляд, эти люди, их подвиги - священны.
Такие люди в отставку не уходят. На их подвигах надо воспитывать будущих защитников Отечества. И я, думаю, как очень многие, благодарны президенту Путину в том числе и за то, что национальной задачей номер один он объявил воспитание патриотизма. Без этого страна не может жить гордо и достойно.
Почему вам дороги эти люди?
Александр Шилов: Эти люди - разведчики и контрразведчики - наше достояние. Они служили без бравады, без показухи. Они приблизили конец войны, а значит, уменьшили число жертв.
По поручению общественного совета при ФСБ мы проводим экскурсии в галерее для слушателей Академии ФСБ и Голицынского пограничного института ФСБ России, я провожу творческие вечера.
Когда я смотрю на студентов гражданских вузов и студентов военных учреждений, разница громадная. Студенты академии ФСБ и Голицынского пограничного института - очень воспитанные, культурные, и чувствуется, что они готовы защищать Родину. Это все читается в их глазах.
Как будете встречать День Победы?
Александр Шилов: 9 Мая я иду на парад, потом к Большому театру, где собираются ветераны.
Что в планах?
Александр Шилов: 31 мая исполняется 19 лет галерее. В этот день я передаю в дар Москве безвозмездно картины. На сегодня уже подарил городу больше тысячи работ живописи и графики. Галерея стала центром эстетического, нравственного и патриотического воспитания, местом встречи известных людей, музыкантов, актеров. Три недели назад у нас прошел вечер народного артиста РСФСР Валентина Гафта, в конце апреля - концерт-ретро знаменитой Светланы Безродной, в мае - концерт прекрасного баса Владимира Маторина. В Галерее проходили концерты Е. Образцовой, Ю. Башмета, А. Пахмутовой и Н. Добронравова, В. Третьякова, И. Бутмана, И. Кобзона, солистов Большого театра.
Валентин Гафт после посещения галереи сочинил стихи, посвященные моему творчеству:
Здесь в лицах боль и сила духа,
Вся дурь и мудрость человека.
Здесь плачешь, глядя на старуху,
Здесь полон мужества калека.
Здесь, глядя на лицо Владыки,
Захочешь каяться в грехах.
Здесь миллионы пятен, бликов.
Как отблеск слез в твоих глазах.
Здесь слышишь, как портреты дышат,
Здесь тихо, как у алтаря,
Портреты видят все и слышат,
В молчании с Богом говорят.
Нет, здесь не кистью и не краской,
Нутром рисуется портрет,
Здесь честно пишут даже маски,
Когда лица под маской нет.