- Мы очень надеемся что первые покупатели начнут получать машины через неделю, - заявила Елена Кузнецова. - На данный момент 10 автовозов отгружены, но им не дают пересечь границу с узбекской стороны. Причина - сугубо финансовая, поскольку предоплата за автомобили не покрывает их полной стоимости. Еще недавно узбекская сторона была готова за эти деньги выпустить авто, они дошли до границы, но там оказалось, что выезд запрещен до полной оплаты. Нам понадобилось время и громадные усилия найти живые деньги здесь, в России. Ожидаем, что машины выпустят в самое ближайшее время, но дать информацию по точным датам их прибытия можно будет только после того, как они пересекут границу.
Напомним, о выходе на российский рынок "самого доступного автомобиля с АКПП", как изначально позиционировался Ravon R2, стало известно еще во время прошлогодней презентации бренда, который пришел на смену популярному Daewoo. В начале 2016-го началась рекламная кампания, 10 марта стартовал прием предварительных заказов, а сами машины должны были прийти к дилерам ровно через месяц. Однако этого не произошло ни в апреле, ни в начале мая, хотя за часть хэтчбеков - по сведениям самой компании, до 250 штук - клиенты успели внести их полную заявленную стоимость.
Не получив ни машин, ни внятных разъяснений, люди, естественно, забеспокоились. На официальной странице Ravon в социальной сети развернулась дискуссия - стоит ли доверять компании, которая нарушает договоренности. На некоторое время пыл критиков остудило сообщение о том, что поставки автомобилей задержались из-за логистических проблем. Мол, резко выросли тарифы на железнодорожные перевозки, а потому ради сохранения стоимости машин их было решено доставлять автовозами. Но этот аргумент действовал от силы неделю - и дальше страсти разгорелись вновь.
Тут и подоспели сообщения из Узбекистана об аресте главы СП GM Uzbekistan и зампредседателя правления АК "Узавтосаноат" Тохиржона Жалилова - по подозрению в мошенничествах с поставками машин в Россию. "Махинация была очень простой. Автомобили вывозили в южные регионы Казахстана, а затем реэкспортировали обратно в Узбекистан, где продавали по более высокой цене. Сейчас следователи проверяют каждую проданную машину", - заявил источник радиостанции "Радио Свобода - Озодлик".
О каких конкретно автомобилях идет речь, не уточнялось, но для российского рынка узбеки выпускают Ravon R2, Gentra и Matiz. Кроме того, по сведениям СМИ, расследование в отношении топ-менеджеров завода началось после визита в Россию президента республики Ислама Каримова, а накануне поездки "появились сообщения о том, что GM Uzbekistan задерживает поставки автомобилей марки Ravon R2, произведенные для российского авторынка".
В России эта информация, естественно, была воспринята однозначно. Дескать, если R2 когда-нибудь и доберутся до клиентов, то уже после завершения расследования. Отсутствие официальных заявлений со стороны правоохранительных органов Узбекистана и оперативных комментариев заинтересованных лиц лишь добавило масла в уже разгоравшийся огонь. А ведь если бы машины уже успели попасть к дилерам до скандала, - кто знает, возможно, информация об аресте Тохиржона Жалилова вообще не была бы замечена российскими СМИ и автолюбителями. Тем более что, по данным самой компании, информация по этому делу, появившаяся в Узбекистане, не соответствует действительности. Ну кроме самого
- Условия, которые легли в основу расследования в отношении руководства узбекского автопроизводителя, сложились еще в далеком 2008 году, в период первого экономического кризиса в России, и обострились во второй половине 2014-го и в 2015-м, - пояснила "РГ" Елена Кузнецова. - Они связаны с резким ростом курса доллара к рублю. В 2014-2015 годах многие работающие в России автопроизводители оказались вынуждены для поддержки продаж искусственно удерживать стоимость автомобилей. Действительно, если бы цены менялись в соответствии с курсом валюты, российский рынок уже в 2015 году мог бы лишиться многих популярных моделей, альтернатив которым просто нет. Даже российский АвтоВАЗ - частично из-за вынужденного удержания цен и торговли автомобилями в "минус", частично из-за высокой кредитной нагрузки - в 2015 году получил чистый убыток более 73 миллиардов рублей (по данным АвтоВАЗа - 66 млрд. - Прим "РГ"). Не стал исключением и GM Uzbekistan. Однако, в нарушение сложившейся на авторынке практики, когда связанные с выросшим курсом доллара и удержанием цен убытки берут на себя производители, их понес не GM Uzbekistan, а его официальный дистрибьютор в России.
В 2014-2015 годах представительство Uz-Daewoo за счет банковских кредитов обязательства по поставляемым автомобилям исправно погашало, но в марте 2016-го из-за невозможности дальнейшего рефинансирования кредитной задолженности дочернее предприятие выплатить узбекскому заводу положенные средства за поставки в 2015 году не смогло. Поиск отсутствующих в бюджете предприятия средств за экспортированные машины и стал, по мнению Елены Кузнецовой, поводом для начала расследования против руководства GM Uzbekistan.
- Особо отмечу, что автомобили, о которых говорится в расследовании, выпускались под брендом Uz-Daewoo в 2014-2015 годах, а производство первой партии Ravon R2 закончено только 25 марта 2016-го. Поэтому никакого отношения к расследованию машины Ravon в целом и R2 в частности не имеют. Тем более автомобили R2, предназначенные к отправке в Россию, никто на внутреннем рынке Узбекистана не продавал, - утверждает Елена Кузнецова.
Кстати, как отмечает представитель Ravon, в узбекских СМИ указан и неверный объем якобы похищенных средств - 250 миллионов долларов. По ее словам, задолженность российского дистрибьютора гораздо меньше. Впрочем, по этому поводу хотелось бы дождаться официальных сообщений правоохранительных органов, поскольку до сих пор все предположения строятся лишь на сведениях анонимных источников "Радио Свобода - Озодлик", доверять которым, естественно, нужно с долей сомнения.
Между прочим, в четверг, 5 мая, на портале радиостанции появилась очередная заметка о ситуации вокруг GM Uzbekistan. СМИ утверждает, что на допрос "приглашен" уже и председатель правления государственной акционерной компании "Узавтосаноат", занимающий должность заместителя премьер-министра Узбекистана Улугбек Розукулов, производство машин практически приостановлено, а следователи обратили внимание на задолженность предприятия по отношению к поставщикам автокомпонентов и на средства, инвестированные в организацию серийного производства ряда моделей, которое так и не было начато.
Впрочем, интерес россиян к этой теме наверняка иссякнет, едва первые Ravon R2 дойдут до покупателей. Пока эти машины совершенно не соответствуют своему названию, которое можно перевести с узбекского как "легкий путь".