11.05.2016 20:07
Экономика

Максим Ликсутов: Слово "маршрутка" скоро выйдет из обихода москвичей

На улицы столицы вышли автобусы новых перевозчиков
Текст:  Светлана Батова
Российская газета - Столичный выпуск: №100 (6968)
Реформа наземного транспорта Москвы вступила в завершающую стадию. В праздничные дни на линию вышли автобусы новых шести маршрутов частных перевозчиков, работающих по городским правилам. К концу июня в Москве не должно остаться ни одного микроавтобуса, работавшего по прежним правилам. Корреспонденты "РГ" побывали на приемке городом новых автобусов частников.
Читать на сайте RG.RU
Максим Ликсутов проверил новый автопарк

На территории частной компании, одной из новых городских перевозчиков, выпустившей в рейс первые 15 автобусов, выстроились несколько десятков микроавтобусов "Форд", с другой - привычные москвичам "Лиазы". Все фирменного голубого цвета московского транспорта, с бегущими строками, низкопольные, с кондиционерами, видеокамерами и аккуратно одетыми водителями за рулем.

Маршрутки в Москве оборудуют светодиодным табло

Напомню, Москва избавляется от "диких" автобусных перевозок, которые появились в начале 90-х, когда общественный транспорт не справлялся со своими функциями. Предприниматели, занявшие освободившуюся нишу, на первое место поставили прибыль, а комфорт и безопасность пассажиров - на последнее. Спустя 20 лет столичные власти ликвидировали маршруты, которые дублировали аналогичные городские, и разыграли их на конкурсах. Так в Москве оказалось 9 городских перевозчиков, задача которых - работать по единым правилам и единым билетам, возить бесплатно льготников и ходить строго по расписанию. Пассажиру же, как известно, совершенно все равно, кому принадлежит автобус - городу или частнику.

Заммэра по вопросам транспорта Максим Ликсутов уверен: слово "маршрутка" скоро вообще выйдет из обихода москвичей. И в самом деле, ну какая это маршрутка - новенький синий автобус, такой же комфортный, как и весь подвижной состав "Мосгортранса"? А что же водители, смогут уйти от привычки собирать всю дорогу деньги, слушать шансон и курить, проскакивая остановки?

"Все наши службы ориентированы на то, чтобы водители исполняли свой долг перед пассажирами", - от волнения немного высокопарно говорит Дмитрий Титов, руководитель компании, нового городского перевозчика. Для этого водителям устроили тренинги. А еще всех тщательно проверили правоохранительные органы. Не говоря уж о том, что за всем маршрутом следит спутниковая навигация - автобусы имеют внутреннее и наружное видеонаблюдение, данные которой отслеживаются в правительстве Москвы, в случае нарушения правил - штраф.

По словам Мурата Султанова, гендиректора второй компании, чьи автобусы тоже начали перевозить пассажиров, проблем с подбором водителей не было, на рынке много профессионалов, которые предпочитают стабильный заработок и готовы работать по новым стандартам.

- Я обкатывал свой маршрут несколько дней, - рассказал "РГ" Алексей Гурьянов, водитель большого ЛИАЗа, который теперь ходит под номером 309, - раньше работал в системе "Мосгортранса", потом ушел в частные перевозки. Сейчас вернулся, система социальных перевозок мне ближе.

Маршрутки в Москве заработали по новым правилам

Пожалуй, единственное отличие от большинства мосгортрансовских маршрутов - отсутствие турникетов. Ставить ли их, решать компаниям, но ни Титов, ни Муратов не ставят. О желании обойтись валидаторами даже в больших автобусах заявила и компания, выигравшая 170 маршрутов. Первые три экспериментальных маршрута с прошлого года работают тоже без турникетов.

По словам Сергея Дьякова, руководителя "Организатора перевозок", который курирует реформу наземного транспорта, после этого в Москве останутся частные автобусы, работающие по старым схемам, но только на окраинах города. Это будут только межсубъектные автобусы, курсирующие между столицей и областью. Не исключено, что в будущем, если между городом и Подмосковьем будет достигнуто соглашение, их также выставят на конкурс.

Максим Ликсутов уверен: слово "маршрутка" скоро вообще выйдет из обихода москвичей

По мнению Александра Морозова, сопредседателя общественного объединения "Город и транспорт", реформа маршруток, во-первых, позволит пассажирам избегать переплат - здесь будут действовать все билеты города, и в выигрыше окажутся не только льготники, но и, например, пользователи "единых" билетов, которые уже оплатили свой проезд заранее, или "90 минут", позволяющие существенно экономить. А главное, все пассажиры получат возможность уехать с промежуточных остановок, которые старые маршрутки в час пик пролетают, потому что забиты, а в остальное время они тут просто не ходят, потому что это невыгодно.

Кстати

В центре Москвы троллейбусы заменили автобусами. Причиной этого является то, что в ходе реконструкции по программе "Моя улица" троллейбусную сеть в пределах Садового кольца снимают. Как рассказали "РГ" в пресс-службе "Мосгортранса", изменения коснулись троллейбусов N 1 (Больница им. Боткина - ст. м. "Нагатинская"), вместо него теперь ходит автобус Т1, N 2 (Фили - ст. м. "Китай-город") - автобус Т2, N 9 (Гостиница "Останкино" - Лубянская площадь) - автобус Т9, N 15 (ст. м. "ВДНХ" - Лужнецкий пр.) - автобус Т1, N 31 (Стадион Лужники - Трубная площадь) - автобус Т31, N 44 (Парк Победы - Александровский сад) - автобус Т2. В пресс-службе отметили, что транспорт теперь должен ходить чаще: 64 троллейбуса заменили 74 автобусами. Всех "рогатых" же отправили на усиление маршрутов в других районах.

Кроме того, укорочен 12-й троллейбус - раньше он ходил от института Гидропроект до Китай-города, теперь доходит только до Белорусского вокзала, где можно пересесть на работавший раннее автобус 12ц. Троллейбус N 33, заканчивавший маршрут у Китай-города, теперь доходит только до кинотеатра "Ударник", но чтобы доехать дальше, можно пересесть на полуэкспресс N 144ц , маршрут которого, наоборот, продлили до Китай-города.

Общественный транспорт Москва Столица