Вот для таких зрителей художественный руководитель театра имени Пушкина Евгений Писарев и поставил пьесу Григория Горина "Дом, который построил Свифт". Совершил поступок. Почему? Да потому, что сегодня ставить спектакль для думающих людей и значит - совершать поступок.
Современный театр смотрит на зрителя по-разному. Кто-то - как на объект для щекотки; иные - как на спящего человека, которого всеми силами надо постараться разбудить; третьи - как на уставшего гражданина, которого непременно надо ткнуть лицом в современную грязь. Театр Пушкина смотрит на зрителя как на уважаемого собеседника, с которым можно поговорить про самое главное.
Писарев берет для этого самую, наверное, сложную пьесу Горина. Сам Григорий Израилевич не раз говорил мне, что очень любит эту свою пьесу, считает важной. Но понимает, как трудно поставить ее в драматическом театре.
Евгений Писарев вместе с художником Зиновием Марголиным это сделали. Спектакль получился. Пока получился неровным, в основном за счет неровных актерских работ. Но в спектакле очевиден потенциал. Он из тех театральных постановок, которые со временем становятся только лучше.
Григорий Горин - мастер. На мой взгляд и вкус - драматург великий. Он писал пьесы, которые не могут со временем устареть. Как всякие великие пьесы, произведения Горина открывают во времени то, что мы, современники, часто не замечаем. Так происходит с текстами Островского и Чехова, Горького и Шварца. Для меня безусловно, что Горин находится в этом ряду.
Сегодня модно говорить об актуальности и современности. Неумелые режиссеры даже переодевают героев Чехова или Шекспира в модные одежды, считая, что так они будут выглядеть современней. Наивные люди! Им трудно поверить, что современность - понятие внутреннее, а не внешнее. Получится написать о вечном, и можешь быть уверен, что ты будешь современным в любые времена.
Так делал Горин. В самые застойные времена он писал о Мюнхгаузене, Свифте, Герострате, Тевье-молочнике, Тиле... И оказывался очень острым и современным драматургом. Причем всегда.
Горин рассматривал человека не в декорациях определенного времени, а в декорациях вечности. Во многих его пьесах - в пьесе о Свифте в том числе - границы времени как бы раздвигаются. Помните Мюнхгаузена, который разговаривал с Шекспиром? А в этой пьесе есть человек, живущий вечно: он помнит вековой дуб еще желудем...
Горина интересуют не детали быта, а подробности бытия. У всех его героев не биографии, а судьбы. Горин афористичен и парадоксален. А каким еще и может быть драматург, стоящий над бытом?
На самом деле, такой взгляд необходим человеку. Но кто, где, когда будет его учить? Теперь можно сказать: идите в театр Пушкина - там научат.
Но про таких людей очень трудно ставить. И таких героев очень трудно играть. Как, скажите, сыграть человека так, чтобы он, с одной стороны, был абсолютно живым, теплым, а с другой - личностью не с биографией, а с судьбой?
Писарев рассказывает историю просто, не используя излишних метафор и усложнений, возрождая полузабытое в сегодняшнем театре искусство - рассказывать истории. В спектакле есть за чем следить. Создатели уважают меня, зрителя: им важно, чтобы мне было интересно, что было за чем следить.
Пьеса "Дом, который построил Свифт" причудлива. Это как бы несколько новелл, поданных через восприятие главного героя - великого Свифта, который полтора действия не произносит ни слова.
Молчать "в кадре" после Олега Янковского, который сыграл Свифта в знаменитом фильме Марка Захарова - это, доложу я вам, задача не из легких. Андрей Заводюк с ней справился блестяще. Его Свифт завораживает, и, что самое главное, вызывает сочувствие. Он - не символ, он - человек.
Горин - мастер, повторю я еще раз. Театральный мастер, который любил актеров. А как может драматург показать свою любовь к актеру? Понятно как: выписать его роль.
В пьесах Горина всегда есть что играть. Тут почти нет эпизодов - все роли выписаны, у каждого персонажа есть своя судьба, своя боль, свое, если угодно, страдание.
Небольшое, не лирическое отступление. У критика театральной постановки - не благодарная задача. Ты смотришь один спектакль, причем, как правило, премьерный. Хорошо, если получится понять намерения создателей, результат ведь на каждом спектакле будет разный. Завтра артисты сыграют по-другому, а ты обнародуешь свою оценку сегодняшнего.
Поэтому помимо Заводюка я назову только двух актеров, которые в том спектакле, который видел я, играли абсолютно блестяще. Это Григорий Сиятвинда, специально приглашенный из "Сатирикона" на роль великана Глюма. И Александр Матросов. Они абсолютно попадают в жанр. От их существования на сцене невозможно оторваться.
Григорий Горин - драматург, который построил свой мир: мир людей парадоксальных, страдающих, думающих. Низкий поклон театру имени Пушкина, который не побоялся пригласить зрителя в этот мир.
Теперь дело за малым: захотим ли мы задуматься? Хотя бы в театре...