Почему африканское искусство показывают именно здесь? Можно сказать - продолжают традицию, заложенную еще Сергеем Ивановичем Щукиным. Коллекционер, привезя из Парижа кубистические полотна Пабло Пикассо, вместе с ними купил и несколько африканских скульптур в галерее Брумера в 1912 году. Поскольку считал, что эти работы африканцев помогут понять новое европейской искусство ХХ века. Более того, в своем особняке он показывал их рядом, наглядно демонстрируя истоки кубизма. Сегодня Галерея искусства стран Европы и Америки XIX-XX веков повторяет в основной экспозиции тот давний опыт коллекционера. А этажом ниже - большая выставка: 190 произведений народностей банту из шести стран Центральной Африки, привезенных из Музея на набережной Бранли.
Этот проект придуман куратором Франсуа Нейтом, который более 20 лет изучает традиционное искусство народов, живущих на территории шести стран: южной части Камеруна, Экваториальной Гвинеи, Габона, Республики Конго, Демократической республики Конго и части Анголы. Их объединяет язык - все эти народы относятся к языковой группе банту - общая художественная культура и река Конго. Собственно, река, наверное, в первую очередь. Хотя бы потому, что оказывается самым надежной, если не единственной, дорогой, соединяющей непроходимые экваториальные леса и субэкваториальную саванну. И судя по всему, именно по этой реке три тысячи лет назад народности банту мигрировали с территории современной Нигерии в сторону центральной Африки.
Собственно, идея Франсуа Нейта была в том, чтобы соединить вещи, на первый взгляд, далекие друг от друга. Взять объекты с разных территорий, будь то маски или оружие, используемые в ритуалах и описанные подробно искусствоведами, и "наложить" их на карту бассейна реки Конго. Народности, живущие в этом ареале, их культура и среда обитания, тоже изучаются давно. Словом, объекты искусства должны подтвердить или опровергнуть культурные взаимосвязи народностей, которые разделены в предельных точках четырьмя с половиной тысячами километров (если точно - 4700 км). Причем значительная часть этих расстояний приходится на непроходимые леса - ну да, те самые, на экваторе. Проблема, разумеется, в том, что в полной мере оценить красоту замысла могут те, кто, как минимум, представляет отличие этнических групп, живущих в лесах весьма изолированно, и народностей, живущих в саванне. Племена в лесах - например, фанг и кота - управлялись кланами и тайнами союзами, видимо, вроде жреческих союзов. В саванне же возникали мощные государства.
Понятно, что разбираются в этих тонкостях, в основном, специалисты по Африке. Иначе говоря, элегантность замысла могла потонуть в океане подробностей, справок, объяснений. Тем фантастичнее выглядит то, что получилось: четко структурированная, внятная, эффектная выставка, проводящая прямую от выбеленных белой глиной африканских масок в форме сердца - к реликвариям, изображениям женщин - и к рисункам Анри Матисса, его гуашам по трафаретам, которые хранятся в ГМИИ им. А.С.Пушкина. А рядом - африканские ткани с орнаментами из коллекции Матисса. Лаконичный дизайн затемненных залов отсылает к шедевру Жана Нувеля, архитектора здания музея в престижном районе на левом берегу Сены. Музея, ставшего любимым детищем президента Жака Ширака, музея, оказавшегося юным наследником двух богатейших предшественников - этнографической коллекции музея Трокадеро (с 1937 года - музея Человека) и Национального музея искусства Африки и стран Океании, ведущего родословную от музея колоний, созданного в 1931 году).
370 тысяч произведений из Африки, Азии, Ближнего Востока, стран Океании, двух Америк и Австралии представляют богатство не-европейских культур от времен палеолита до наших дней. В собрание вошли и коллекции восточного искусства не только Анри Матисса, но и Пабло Пикассо и Андре Бретона… "Я не ищу, я нахожу", - заявлял Пикассо. Художники ХХ века открывали пласты архаического искусства в поисках экспрессии и нового языка, лаконичного и мощного. Но для того, чтобы увидеть потенциал высказывания в этих монументальных выбеленных масках, глядящих на четыре стороны света разом, нужно было, как минимум, отрешиться от представления о ритуальных объектах как экзотических диковинах дикарей. Нужно было пережить потрясение от встречи с незнакомым огромным миром, живущим в ином времени, иной традиции и ином пространстве. И сделать шаг навстречу ему. Не будет большим преувеличением сказать, что искусство авангарда было одним из первых шагов к постколониальному миру.
Кстати
К выставке обещана образовательная программа, где можно будет услышать лекции французских и российских ученых, посмотреть фильм Сергея Ястржембского, побывать на концерте группы KIMBATA, попасть на экскурсию по выставке с хранителем коллекции, побывать на спектакле студентов Школы-студии МХАТ.