Вышеописанный открывающий эпизод фильма "Варкрафт" произойдет, очевидно, в будущем вселенной, начинающей свою жизнь в большом кино. А пока стараниями Данкана Джонса (сына покойного Дэвида Боуи) зрителю расскажут, как началась вражда между миром людей, гномов и эльфов и недружелюбными орками.
Огромные и крайне агрессивные зеленые существа, загадив свою родину, Дренор, вламываются в соседнее пространство, Азерот, через портал. Не все, а только авангард. Задача - закрепиться на вражеской территории, построить там еще один портал вместе с "Изенгардом" и взять как можно больше пленных, которые пойдут на топливо для него. Заправляет великанами и порталами могучий шаман Гул'дан с помощью зелененькой магии с говорящим названием "скверна", дарящей, как водится, огромную силу, но тлетворно влияющей на душу и вообще на все живое. Она же помогает оркам бежать из уничтоженных ей же земель. Некоторые клыкастые, в частности один из главных героев Дуротан и его окружение, осознают всю непростую дихотомию и сбиваются в подпольную экологическую оппозицию.
Территория семи королевств с Штормградом и королем Ланом Ринном во главе, подвергнувшаяся интервенции, в свою очередь оберегается своим всесильным кудесником - Хранителем Медивом, здешним Саруманом и адептом синенькой магии. Помимо него, имеется волшебник-недоучка, сбежавший из школы Даларана, брат королевы Андуин Лотар - местный Арагорн - с сынулей и примкнувшая к ним орочка-полукровка Гарона - будущий чей-нибудь любовный интерес. Такова примерная диспозиция.
Линии, связывающие действующих лиц, не всегда четко просматриваются: любовная с орочкой возникает вообще на пустом месте, большинство заканчиваются клиффхэнгерами, а иные и вовсе теряются. В сценарии то тут, то там зияют бездонные дырищи, а чтобы подсчитать логические нестыковки, не хватит пальцев на руках. Беспардонные заимствования из наследия Толкина сверкают, как Сильмариллы. Тем не менее достоинства таки перекрывают недостатки.
Как и обещали создатели, ни одну сторону противостояния нельзя однозначно причислить к "хорошим" или "плохим". Орки, несмотря на свою брутальность и спартанскую этику, - вполне разумные создания, гонимые обстоятельствами (и хитророгим тираном) и подчиняющиеся примитивным и грубым, но во многом справедливым законам. Приторная демократическая идиллия аборигенов же разваливается на глазах, под гнетом предательства и вражьих набегов вскрываются нарывы трусости, корысти и эгоизма.
Еще один плюс в копилку создателей картины - желание выжать максимум из скромного возрастного рейтинга "12+". Несмотря на всю свою периодическую наивность, "Варкрафт" не скатывается в аляповатую сказку для подростков, как это часто бывает с подобными жанровыми продуктами, - и местами может претендовать на статус "серьезного" (пусть и старомодного по сравнению с какой-нибудь "Игрой престолов") фэнтези. В наличии эпические битвы с хрустом костей и звоном металла, темная магия, намеки на заговоры - и даже что-то вроде моральных дилемм, которые приходится решать сразу нескольким главным героям. В общем и целом с задачей увлечь зрителя не только визуальным пиршеством, но и динамичным действом Джонс со товарищи справились.
А вот касаемо рисованных красот - могло бы быть и лучше. Понятно, что амбициозная фэнтези-эпопея никуда не денется от влияния "Властелина колец" (см. примеры выше). Разумеется, с серьезностью и основательностью мира профессора Толкина "Варкрафт" соперничать и не пытается, но спецэффекты и тотальный хромакей, увы, всухую проигрывают богатой детализации фильма 15-летней давности. И несмотря на "аймаксовское" пестрое изобилие, глаз нет-нет - да и зацепится за двухмерную имитацию. Вероятно, в нашем случае львиная доля производственных мощностей ушла на орков, которых с помощью технологии motion-capture удалось сделать невероятно реалистичными.
Мир культовой серии компании Blizzard - один из самых проработанных в среде компьютерных игр. А потому достаточно бережное отношение Джонса и его соратников к игровому первоисточнику заслуживает самых теплых слов благодарности. Как, впрочем, и то, что интересно в кинотеатре будет и стороннему зрителю. Вот, например, дизайн персонажей: тех, кто хорошо знаком со "вселенной" "Варкрафта", он порадует своей аутентичностью. Ну а людей, с этой вселенной незнакомых, - тщательно продуманной причудливостью. Тут вам и огромные мечи, и доспехи воинов-людей, и специфическая амуниция орков (чего стоят одни лишь серьги в клыках), и магические спецэффекты. Отдельной похвалы достоин сокрушительной мощи грифон: он выглядит не хуже обаятельных зверюг в недавней "Книге джунглей". Да и живые - а не нарисованные - актеры со своими функциями справляются вполне неплохо. Даром что настоящих суперзвезд среди них нет (самое громкое имя - у Бена Фостера).
Фильмы по играм, давайте будем честны, полностью не удавались никому и никогда. "Варкрафт" - тот случай, когда до совершенства еще очень и очень далеко, но гораздо ближе, чем обычно. Самое важное - баланс между стремлением угодить фанатам и завлечь более широкую (хотя куда уж шире) аудиторию хоть и весьма шаток, но достаточен, чтобы его в дальнейшем укрепить и на его основе воздвигнуть что-то действительно достойное самостоятельной кинотрилогии.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram telegram.me/cinemacracy