Второй по счету авиасалон в Туношне, куда прилетели (и еще прилетят) около ста воздушных судов - региональные самолеты, самолеты малой вместимости, вертолеты, гиропланы, или автожиры, дельталеты и прочие летательные аппараты, - стал настоящим праздником для его посетителей всех возрастов, социальных статусов и профессий. Детей с некоторых самолетов было просто не стащить, а взрослые со знанием дела обсуждали дальность полета, мощность двигателя, набираемую высоту и прочие параметры представленных воздушных судов, в очередной раз подтверждая факт: небо интересно всем, даже тем, кто его боится.
- Большой авиации без малой никогда не было и не будет, все всегда начинается с малого, но потом движется к большому, - заметил на открытии авиасалона заместитель руководителя Федерального агентства воздушного транспорта Олег Сторчевой. - Региональная авиация, и в частности, авиация общего назначения, у нас в стране развивается. Указом президента создана соответствующая комиссия, и она постоянно работает над усовершенствованием нормативной базы и необходимыми мероприятиями, способствующими тому, чтобы авиация общего назначения развивалась еще лучше и шире. Этому, кстати, помогают и такие праздники популяризации авиации, как авиасалон в Туношне. Очень хочется, чтобы он стал регулярным.
К сожалению, среди представленных летательных аппаратов пока многовато импортных или с "иностранным акцентом", то есть содержащих заграничные комплектующие, но новая тенденция уже очевидна: на нынешнем авиасалоне не просто представлена экспозиция отечественных производителей авиационной техники в формате "Сделано в России", но и презентованы новинки, которых в этом сегменте авиастроения с нетерпением ждут. Так, гаврилов-ямский машиностроительный завод "Агат" показал четырехцилиндровый двигатель, который, со слов представителя предприятия Павла Рубцова, "сейчас ожидает вся малая авиация". В том числе и сам завод, который свою новую модель двухместного самолета (усовершенствованный Piper J-3) пока вынужден был оснастить двигателем Subaru, сделавшим проект существенно дороже. Новый мотор сейчас проходит стендовые испытания, как и его шестицилиндровый собрат, который будет устанавливаться на разрабатываемый инженерами завода 4 - 5-местный самолет. Половина необходимых испытаний уже пройдена.
Свой движок создан и для собираемого здесь дельталета, и сегодня, рассказал Павел Рубцов, идут переговоры о поставке ДОСААФ таких дельталетов для целей обучения, но полностью в российском исполнении.
- А это цену сразу уменьшит на треть, - говорит представитель "Агата". - Если в среднем эта машина сегодня стоит полтора миллиона рублей, то с нашим двигателем она подешевеет до миллиона.
По мнению заместителя гендиректора госкорпорации "Роскосмос" по ракетно-космической промышленности Юрия Власова, "очень важно, чтобы малая и региональная авиация вернулись на взлетную полосу".
- Чтобы в народном хозяйстве результаты космической деятельности применялись так же успешно, как они применяются нашими военными. Нам очень важно, чтобы молодые девчонки и мальчишки сегодня влюбились в небо и мечтали стать такими, как Сергей Королев, Юрий Гагарин, Валентина Терешкова. Без этого нам не удержать лидерство в мире, - уверен представитель "Роскосмоса".
Судя по тому, как мальчишки и девчонки замирали у самолетов на выставке в Туношне, с влюбленностью в небо проблем наверняка не будет. Наиболее пронырливые из них запаслись буклетами с описанием представленной техники - "на всякий случай". "Хочу быть военным летчиком!" - признался 10-летний очень серьезный паренек из поселка Дубки. "Хочу купить свой самолет - как у президента!" - поделился планами на жизнь его друг.
Техник пилотажной группы "Русь" Станислав Бородуля всю пятницу добродушно следил за порядком возле четырех черно-желтых красавцев-штурмовиков Л-39 "Альбатрос", которым в субботу предстоит делать сложные кульбиты в небе, но ребятню к ним тянуло, как магнитом. Для самых любопытных он оставил открытой кабину одного с амолета и помогал туда заглянуть, но посидеть не давал - мало ли что, высший пилотаж впереди…
А уж после фантастического выступления под облаками "Русских витязей" на тяжелых истребителях Су-27 да экскурсии в прилетевший в Туношну самолет "Роскосмоса", где для будущих космонавтов создают эффект невесомости, число "заболевших" точно увеличилось. Кстати, разделить увлеченность молодых людей оказались готовы сразу несколько высших учебных заведений, приехавших на авиасалон со своими стендами: интересуйся, спрашивай, поступай, летай.
Ярославский авиасалон продлится все выходные. Оба дня, помимо выставки, в Туношне можно будет увидеть выступления пилотажных групп "Русь", "ЧелАвиа", "Аванти", а также чемпионки мира среди женщин по высшему пилотажу Светланы Капаниной с сольной программой.