Через год родители заметили, что она проводит с гаджетом почти все свое время - общается в блогах, снимает десятки селфи в день и выкладывает их на своей страничке, переписывается с подружками. Но Маша все чаще стала пропускать занятия в художественной школе и в студии танца, нехотя отвлекалась на приготовление домашних заданий. Ухудшилась успеваемость, учителя стали жаловаться на то, что девочка рассеянна на уроках, часто забывает дома то тетрадь, то учебник. После родительского собрания недовольные родители решили наказать дочь - отобрать смартфон. "На время, пока не исправишь тройки!" - грозно сказал папа. С Машей случилась настоящая истерика - она рыдала, швыряла учебники, потом сама бросилась на пол и стучала ногами...
Дети с гаджетами в руках - начиная с двух-трехлетних - теперь привычная картина в метро, электричках, даже на детских площадках. Хорошо ли это? И как гаджеты влияют на здоровье ребенка - физическое и психологическое?
Глазки в кучку
Расспрашиваю экспертов, и тут выясняется: наука пока всерьез этой проблемой не занималась - нет социального заказа.
- В нашем институте разрабатывались гигиенические нормы для использования в учебном процессе компьютеров и ридеров, - рассказывает директор НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей Минздрава России член-корреспондент РАН Владислав Кучма. - Мы знаем, что экран монитора должен быть не более 39 см, знаем, какими должны быть шрифты, контрастность, яркость и другие характеристики. Но сегодня весь образовательный контент можно воспроизвести и в смартфоне. Но это все меняет - процесс чтения идет совершенно по-другому.
Исследования гигиенистов показали, что дети на 20% хуже запоминают прочитанное с ридера, чем с бумаги. Существенно влияет на детское восприятие размер шрифта - даже если его уменьшить всего на 1 пункт. Механически перенести контент учебника в гаджет нельзя, считают эксперты.
- Каждая технология и метод обучения должны иметь заключения о безвредности, - уверен Владислав Кучма. - У нас в школе такие заключения можно посчитать по пальцам. Процесс внедрения новых технических средств идет сам по себе, неуправляемо. Денег на исследования не выделяют. Научные фонды объявляют гранты на секвестирование генома, на изучение какого-то членистоногого, но нет ни одного гранта на изучение того, что происходит с головным мозгом и здоровьем ребенка в условиях гиперинформатизации и использования новых технологий.
Все понимает, но сказать не может
- Понимание мира связано с осмыслением, с обдумыванием и умением рассуждать, - говорит директор Института возрастной физиологии РАО академик Марьяна Безруких. - Мы провели большое популяционное исследование 60 тыс. детей 6-7 лет, приходящих в школу. Оно показало, что у 60% детей не сформирована речь. У них бедный словарный запас, они не умеют грамматически правильно строить предложение, вести диалог. 8 из 10 не умеют составить рассказ по трем последовательным картинкам, даже по знакомым сказкам. Это значит, что с ними не разговаривают дома, не отвечают на вопросы. Подростки не знают элементарных речевых формул, общаться не умеют. Похоже, это все и есть дети гаджетов.
Чем бы дитя ни тешилось
Сегодня модные гаджеты стали таким же элементом престижа и социального статуса, как импортный автомобиль или отдых за рубежом. Подростки даже более чувствительны к этому, иметь смартфон немодной модели - это "отстой" похуже "неправильных" джинсов или кроссовок, можно стать изгоем в компании.
- Гаджет, как любой другой инструмент, может быть и плюсом, и минусом, - уверена старший научный сотрудник Психологического института РАО Елена Лаврова. - Есть исследования, которые показывают, что они тормозят развитие социальной сферы. Дети больше времени проводят за играми, мало общаются со сверстниками и взрослыми. Часто родители используют гаджеты, например, для успокоения расстроенного или расшалившегося малыша. Но тогда никакая психологическая работа не происходит, он успокаиваться сам не научится. В результате возникают эмоциональные проблемы - повышенная возбудимость, тревожность, неуверенность.
До середины жизни
- Дошкольный возраст - это время, когда ребенок должен овладевать предметами, орудиями, формировать все действия, направленные на них, - поясняет заведующий кафедрой психологии образования и педагогики психологического факультета МГУ профессор Андрей Подольский. - На этой основе у него должны формироваться и умственный план, и произвольность деятельности. Если вместо этого он уходит в гаджет, который не предъявляет никаких требований, все это у него просто не формируется. В результате он будет никакой школьник, ему будет просто нечем анализировать, думать, не сформируется база для дальнейшего развития.
Возможность постоянного нормального общения со взрослыми - это возможность быстро пройти по школе жизни. Если родители не хотят общаться с ребенком, это может сделать из будущего взрослого эмоционального урода.
...В метро, торговых центрах да и просто на улице все чаще можно встретить молодых людей, бредущих, уткнувшись в свой гаджет. Натолкнувшись на препятствие или на спину впереди идущего человека, они поднимают далекий взор и несколько секунд пытаются понять, где находятся и что вокруг. И вновь уходят в виртуальный мир, в котором идет какая-то другая жизнь - пестрая, суетная, быстро мелькающая, далекая от реальности. А вдруг дети, которые сейчас растут в этом иллюзорном мире, однажды уйдут туда насовсем - без собственных мыслей в голове, без ярких чувств в сердце, без любви к ближним - размещать бесконечные селфи и подсчитывать лайки?
Владислав Кучма, директор НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков
- Родителям стоило бы интересоваться рекомендациями гигиенистов об использовании любых гаджетов для общения детей с друзьями, досуга, учебной и внеучебной деятельности - по продолжительности работы, размеру экрана, использованию наушников и т.п. - и рассказывать о них детям.
Марьяна Безруких, директор Института возрастной физиологии
- Самое важное - общаться с ребенком, вместе чем-то заниматься, читать ему вслух. Причем помнить, что время сконцентрированного внимания ребенка 3 лет - до 5 минут. А наши родители, если уж сели читать, то на полчаса. И через 5 минут чтение превращается в "не крутись", "не отвлекайся". А надо 5 минут читать, а потом обсуждать прочитанное, задавать вопросы, рассказать про героя, вместе придумать продолжение истории и т.д.
Елена Лаврова, старший научный сотрудник Психологического института РАО
- Ребенку в 3-4 года можно давать гаджет не более чем на полчаса в день, и желательно не каждый день. Бывают ситуации, когда обойтись сложно, например в самолете при длительном перелете, если другие игры уже исчерпаны. До двух лет вообще не стоит давать гаджеты, потому что у малыша еще только формируется система восприятия.
Нельзя давать электронные игрушки, когда ребенок чем-то расстроен - это может служить пусковым крючком пищевых расстройств: ребенок привыкнет "засматривать", "заигрывать" стресс. Не стоит давать гаджет перед сном. Важно участвовать в занятии ребенка с гаджетом, обсуждать игры - что ему в них нравится, а что нет.
Андрей Подольский, заведующий кафедрой психологического факультета МГУ им. Ломоносова
- К сожалению, родители часто решают проблему просто - отобрать гаджет. Но проблема не в нем, а в том, что родители не умеют или не хотят нормально общаться с детьми. Если заметили, что у ребенка формируется зависимость от гаджета, надо срочно бросать все и начинать с ним заниматься - в любом возрасте. Как можно больше делать что-то вместе с ребенком из того, что ему интересно. А ему интересно делать вместе с мамой или папой практически все, если ему доверяют. С детьми постарше старайтесь достичь договоренности: например, в день ты пользуешься гаджетом не более двух часов и при таких-то условиях.