Уилсон поставил "Носорогов" Ионеско на родине автора, в Румынии. Национальный театр города Крайовы принял все, что так любит этот режиссер: математически выверенная "картинка", насыщенная палитра звуков, густой грим, механические движения и гротесковая пантомима, сцены-кадры, фоновое видео. Сами актеры сравнили спектакль с выставкой современного искусства - чем-то вроде инсталляции "в формате 10D".
Это не психологический театр, где артист может подробно проработать характер персонажа и каждый раз импровизировать, двигаясь и произнося текст с известной долей свободы. У Уилсона персонажи-маски четко запрограммированы и остранены до предела. Ритм не сбивается ни на секунду.
- Со стороны это, может, и не заметно, но в постановках Уилсона от артистов требуется предельная концентрация. Нужно очень хорошо помнить все движения - когда пройти, когда повернуться…. На первых порах я часто ошибался на своих выходах, и меня попросили не думать, а действовать на автомате, - признался актер Клаудио Блёнц, исполнитель роли Жана. - Мы изучали элементы японского боевого искусства, три месяца репетировали с ассистентом режиссера, потом приехал сам Уилсон и заявил: "Эй, слишком реалистично!"
Вслед за Ионеско, чьи герои пародируют попытки разобраться в жизни с помощью формальной логики, Уилсон исследует чистую "геометрию безумия". Жизнеподобие его не интересует. Декорации условны, условно и действие. Большинство диалогов и реплик, которые в тексте пьесы сливаются в монотонный поток сознания, поручили читать одному актеру. Его персонаж, Логик, у Ионеско громоздит нелепые умозаключения ("у всех кошек четыре ноги, у твоей собаки четыре ноги, значит, она - кошка"). У Уилсона они лишь часть общего жужжания: кто-то спорит, кто-то бьет посуду, кто-то ворчит, кто-то удивляется носорогам…
Авансцена покрыта черной грязью, из которой периодически выныривают "говорящие головы". Обыватели маленького сонного городка оживленно спорят о ерунде, а за их спиной бесшумно падают деревья в заболоченном лесу. Люди не чуют беды: а что, носороги, кажется, не такие уж и страшные… Да они как боги! Вот еще один человек превратился в животное, и еще… Под конец человеком остается лишь незадачливый Беранже, пьющий, вялый, скучный, страдательный - не способный пойти вслед за теми, кто сильнее.
Пьеса Ионеско о том, как стадный инстинкт заставляет нормальных людей превращаться в опасных животных, была написана вскоре после победы над фашизмом. Как показали прошедшие с тех пор 70 лет, только политическими методами проблема не решается. Человека разумного неудержимо тянет встать на четыре ноги.
Экспериментов такого уровня - и по технике, и по стилистике - в Воронеже еще не было. Да и театр абсурда прежде не привлекал такое количество горожан ("Носорогов" трижды покажут на одной из самых вместительных сценических площадок). Если в Румынии абсурдистские пьесы Ионеско изучают в школе, то у нас они считаются "литературой для гурманов".
Словом, решение сделать именно этот спектакль открытием фестиваля было смелым. Публика оправдала надежды, восприняв непривычное действо внимательно и с уважением. Даже небольшая заминка со звуком и не самое удачное расположение табло с субтитрами не вызвали отток людей из зала.
Роберт Уилсон задает тон театральному авангарду уже лет сорок, во всем мире (и Россия не исключение) у него есть если не последователи, то подражатели. Так что воронежские любители искусства получили ценный зрительский опыт.
Александру Боуряну, директор Национального театра Крайовы (Румыния):
- Наша труппа существует с 1950 года, объездила весь мир и счастлива наконец-таки прибыть в Россию. Видели бы вы, что творилось с актерами на Красной площади! Мы любим все, что связано с вашей страной. Можно сказать, поддерживаем культ русской литературы и русского театра. На Шекспировском фестивале в Крайове всегда множество спектаклей по русским пьесам. В прошлом сезоне мы ставили "Иллюзии" Вырыпаева, теперь репетируем тургеневский "Месяц в деревне".