Эволюционный период максимальной гигантомании, длившийся миллионы лет, закончился, когда в планету врезался астероид, который, согласно одной из самых популярных теорий, поднял такую тучу пыли, что она закрыла солнце по всей Земле. Колоссальным деревьям, кроны которых были основной пищей динозавров, стало не хватать ультрафиолета - они зачахли и вымерли. Вслед за ними жертвами продовольственного кризиса стали и длинношеие гиганты.
Мораль сей басни в том, что при любой катастрофе более компактные и менее прожорливые формы жизни, как правило, оказываются лучше приспособленными к выживанию.
Что-то подобное происходит в кризис на российском авторынке. Лоукостеры от автомобилестроения (в первую очередь южнокорейский концерн Hyundai-Kia и международный конгломерат Renault-Nissan-АвтоВАЗ) стремительно наращивают присутствие на продолжающем падать рынке. Они "съедают" долю брендов подороже: "джиэмовские" Opel и бюджетное подразделение Chevrolet ушли с российского рынка, а французы Peugeot и Citroen в нашей стране балансируют на грани выживания. Все это не удивительно. Многие автомобилисты сегодня меняют свой средний класс на компакт, компакт на бюджет, а бюджет на метро...
Однако существует каста машин, которые остаются на плаву, какой бы страшный финансовый шторм ни бушевал вокруг. Речь идёт об огромных представительских внедорожниках, настоящих мастодонтах, с высоты 250-миллиметрового клиренса насмешливо наблюдающих за барахтающимися в мутной воде скидок и акций бюджетными брендами.
Одна из таких машин попала в тест-драйв "Российской газеты". Знакомьтесь, икона гигантомании на колёсах - Infiniti QX80.
Цифры имеют серьезное значение. А если речь идет об автомобилях, порой они настолько значимы, что многие, составляя мнение о машине, ограничиваются просмотром по диагонали таблицы технических характеристик.
Чего греха таить: перед тест-драйвом я сам по-быстрому пробежался по спецификациям QX80. После чего сделал "глубокомысленный" вывод: большой и мощный автомобиль. Да, очень большой и очень мощный автомобиль.
Тест-драйв Infiniti QX80Коллизия с цифрами применительно к Infiniti QX80 заключается в том, что большинство показателей этого внедорожника являются слишком внушительными, чтобы быть осознанными и осмысленными. То есть, к примеру, вы знаете, что есть слон. И знаете, что он большой, самый большой на Земле. И что весит он 7 тонн, в его уши можно заворачиваться, как в одеяло, а бивни у него длиной под два метра. Но фактически эта информация вам ни о чем не говорит, вы по-прежнему не понимаете, насколько слон большой. Но если его поставить рядом с вашим лабрадором, вы оцените масштаб.
Ну что ж, попытаемся привести размеры QX80 к общественно понятному знаменателю.
Это значит, что ваша машина длиннее, чем длиннобазные версии Mercedes-Benz S-Class и BMW 7 Series, гораздо длиннее, чем Toyota Land Cruiser 200, и лишь на жалкие 18 сантиметров короче, чем маршрутка "Газель".
Это значит, что вы сидите примерно на том же уровне, что и пассажиры троллейбуса (по расстоянию до земли, а не по статусу, разумеется). И если вдруг через ряд от вас оказался такой же QX80, а в ряду между вами - седан средней руки, то можно без всяких неудобств сервировать на его крыше стол с закусками и прохладительными напитками.
Это значит, что парковочное место вам будет найти очень сложно. Даже с парктроником, даже с расставленными по периметру камерами кругового обзора, которые только будут констатировать очевидное: в лазейку между Peugeot 207 и Volkswagen Polo протиснется лишь Kia Rio.
Это значит, что предыдущий пункт для вас не столь безапелляционен. Четверть метра под днищем машины позволяют играючи перелезать через абсолютное большинство препятствий в городе. По случаю мы тут решили выяснить, у кого из ветеранов офф-роуда какой дорожный просвет, и оказалось вот что: Range Rover - 225 миллиметров, Land Cruiser 200 - 215 миллиметров, УАЗ Patriot и Lada 4x4 (более известная как "Нива") - по 210 миллиметров. Конечно, клиренс - далеко не единственный ключ к успеху на бездорожье, однако вряд ли кому-то придёт в голову муштровать этого изнеженного аристократа в оврагах и на болотах. Зато с ролью утилитарного автомобиля для мегаполиса он справляется на ура.
Пропорциями и грацией мастодонта Infiniti QX80 внушает уважение, габаритами - вызывает оторопь. И совершенно не располагает к себе, если смотреть на него из окна другой машины. Он слишком большой, давяще громоздкий.
Остановившись в пробке рядом с таким внедорожником, начинаешь чувствовать дискомфорт. Что не удивительно: когда ты сидишь ниже, чем расположена дверная ручка стоящего рядом автомобиля, это не способствует возникновению симпатии.
При этом физиономия у самого большого "ку-икса" не хищная. Он скорее охранник. Секьюрити, хладнокровным взором светодиодной оптики зондирующий пространство вокруг на предмет возможных провокаций в сторону своих пассажиров. Как правило, у наткнувшихся на этот угрюмый взгляд исподлобья желание практиковать "агрессивное вождение" быстро пропадает.
Тест-драйв Infiniti QX80Infiniti QX80 - машина-бункер, машина-убежище, машина-предупреждение... Короче, отвечая для себя на вопрос, кто, вероятнее всего, может сидеть за рулём такого автомобиля, сразу представляешь пришельца из 90-х в малиновом пиджаке. Точнее, сам он, естественно, расположится на капитанском кресле второго ряда сидений, покровительственно поглядывая на город через тонированное стекло, а рулить будет его водитель в точно таком же пиджаке.
Большой "финик" так выглядит и воспринимается именно так, пока ты смотришь на него снаружи. Непонятно, была ли у дизайнеров Infiniti интенция сконструировать в точности такой образ - противоречивого, диссонирующего с самим собой автомобиля - или же у них просто не получилось в полной мере донести до публики свою мысль.
Как бы там ни было, все меняется, как только ты открываешь дверь в салон QX80.
Я ни разу не был ни в бункере, ни в бомбоубежище. Фильмы учат нас, что шлюз, ведущий туда, просто так не откроешь, и чтобы сдвинуть его с места, усилия должны приложить несколько дюжих молодцов.
Двери Infiniti QX80 открываются одним мизинцем. Кажется, они весят меньше килограмма. Странноватое ощущение, когда речь идет о машине массой почти в три тонны.
Итак, створки распахиваются. Сколь угрюм и не расположен к общению экстерьер этого мастодонта, столь дружелюбен и радушен его салон. Первое, на что обращаешь внимание, - не роскошь, которой здесь в достатке и даже в избытке, и не простор, который, учитывая габариты QX80, уже ожидаешь увидеть, а количество света. Салон очень светлый, воздушный, визуально хрупкий. Свет льётся отовсюду: сквозь двухметровое лобовое стекло, из огромных боковых окон, через люк в крыше. Бежевая кожа, которой интерьер старшего "финика" обтянут абсолютно полностью, лишь увеличивает и без того немаленькое внутреннее пространство, а ночью светодиодные огоньки, спрятанные в самых укромных уголках, не оставят в темноте ни одного квадратного сантиметра салона.
Тест-драйв Infiniti QX80Вскарабкавшись по подножке и подтянувшись на установленной на передней стойке ручке, пробираюсь в салон и опускаюсь в водительское кресло. Пусть оно регулируется не по 16-18 направлениям, как на некоторых премиальных "немцах", а "всего" по 10, оно очень и очень удобное - внятно-упругое, с отличной геометрией, не по-американски гигантское и не по-азиатски куцее, а такое, как надо. Единственная претензия, что можно предъявить к этому сиденью - так это то, что оно не отличается избытком боковой поддержки. Впрочем, подобная мягкость отлично коррелируется с философией вальяжно-гедонистического "ку-икса", в котором спортивные "ковши" смотрелись бы чужеродно и глуповато.
Обод бежевого руля по кругу отделан полированным деревянным шпоном. Им же полностью обшиты широкий как Японское море тоннель между сиденьями и центральная консоль.
Интерьер Infiniti QX80 "взрослый", консервативный и, возможно, капельку старомодный. Здесь нет асимметрии, консоль не развернута к водителю, в материалах отделки не используется ни металл, ни матовые элементы, ни карбон. Только дорогая кожа и полированное дерево, только строгие формы. Салон "ку-икса" выполнен в полном соответствии с канонами - эдакий автомобильный классицизм.
Существуют совершенно безликие автомобили. Ты открываешь дверь, садишься внутрь и не знаешь, что думать: вроде бы салон не страшненький, все панели плотно пригнаны друг к другу, пластик приемлемый на ощупь, но находиться там некомфортно, потому что ты совсем не понимаешь, что эта машина хочет тебе сказать. "Ку-икс" не таков: он четко знает, с чем хочет ассоциироваться и какое впечатление создать.
Представьте: конец 1920-х - начало 30-хх, Америка, вы в гостях у Джея Гэтсби, в изысканно обставленном холле его огромного особняка играет живой джаз, а под высокими потолками сверкает хрустальная люстра. Но нет: 2016-й, Россия, вы в QX80 катитесь по ночной Москве, сквозь открытый люк сверкают огни центра столицы, а в динамиках восхитительно настроенной акустики Bose шепчет Элла Фитцджеральд или басит Луи Армстронг.
Градус "строгости" и приверженности традициям в интерьере QX80 таков, что, стоя в пробке, в густой тишине непробиваемой звукоизоляции начинаешь вслушиваться в тиканье овальных аналоговых часов, расположившихся по центру консоли. Но нет, эти часы не тикают - здесь установлен кварцевый механизм.
Тест-драйв Infiniti QX80Однако есть один звук, с которым не способна справиться самая лучшая шумоизоляция на свете. Это - рык 5,6-литрового V8 о четырехстах лошадях, установленного под капотом "финика".
Без цифр, видимо, никак не обойтись, хотя они никак не характеризуют то, что происходит, когда ты нажимаешь педаль Infiniti газа в пол. Поэтому еще немного статистики, прежде чем мы перейдем к самому интересному.
8-цилиндровый V-образный мотор, которым комплектуется QX80 (это единственный агрегат, доступный для "ку-икса" в России), имеет объем 5,6 литра. Мощность - 405 лошадиных сил. Тяга - 560 Нм. По паспорту, расход топлива в городе составляет зверские 20,6 литра на 100 км. О том, сколько на самом деле стоит прокормить бегемота, речь пойдет чуть ниже.
Восхитительно огромный движок, один из последних представителей клана "честных", нетурбированных атмосферников, работает в паре с 7-ступенчатой автоматической трансмиссией. Этот тандем (опять же, согласно паспортным данным) разгоняет 3-тонную махину до 100 км/ч за 6,5 секунды.
Много это или мало? Наверняка у каждого есть свой ответ на этот вопрос. Спокойные водители, не жалующие динамичную езду, покачают головой: не нужна такая быстрая машина. Любители драйва фыркнут, мол, всему, что не "выезжает" из 5 секунд до "сотни", - место на овощебазе, а не на дороге. Но все же цифры цифрам рознь.
К примеру, за 5 секунд "сотню" разменивает какой-нибудь "заряженный" люксовый паркетник с битурбомотором вроде BMW X5 M или Porsche Cayenne Turbo S. Те же 5 секунд на это требуется хот-хэтчу Volkswagen Golf R. Нос к носу с ними будет идти тюнингованная Lada Priora, которую несколько лет подряд от рассвета до заката мастерил в гараже какой-нибудь русский "Левша". И это все - разные 5 секунд. У каждого - свои.
Infiniti QX80 разгоняется до 100 км/ч за 6,5 секунды. Да, ясно. Но какие они, эти шесть с половиной секунд по паспорту? Давайте проверим.
Нажимаю расположившуюся справа от руля кнопку Start / Stop. Под капотом раздается раскатистый рык, секундой позже переходящий в чуть слышное урчание. Оптитронные приборы загораются ровным голубым свечением.
Тест-драйв Infiniti QX80Перевожу рычаг АКПП в положение D (можно и в DS, но, по факту, псевдоспортивный режим мало что меняет в поведении QX80, а перещелкивать передачи вручную на этой машине совсем не хочется). Нажимаю педаль в пол. Секунду ничего не происходит, потом двигатель раскручивается до 2500-3000 об/мин, балансирует на этом уровне еще полсекунды, как бы спрашивая: "Это Ваш окончательный ответ?", а затем стрелка тахометра молниеносно взлетает к 6-тысячной отметке, и тебя просто размазывает по сиденью. "Ку-икс" приседает на задние колеса, приподнимает морду и с диким рыком устремляется вперед. Ускорение - бешеное, тяга - умопомрачительная. Пространство под металлический аккомпанемент V8 вдруг резко начинает нестись на тебя, исчезает под капотом и, перемолотое и переплавленное в топке 5,6-литровой мартеновской печи, появляется уже где-то в боковых зеркалах. Кстати, о них. Когда в зеркале ты видишь силуэт микроавтобуса под два метра в высоту, а не боковину приземистого купе, ускорение воспринимается гораздо острее, да и выглядит эффектнее.
А звук… Определиться, что лучше - собственно, разгон "финика" или его звуковое сопровождение, крайне сложно. На максимальных оборотах чуть слышное низкое урчание V8 переходит на несколько октав выше и превращается в оглушительный рев. Но даже на пределе возможностей звук огромного 5,6-литрового мотора не становится надрывно-истеричным воем, как на высокооборотистых спорткарах. Это аудиоверсия уверенности и спокойной силы. Так, наверное, мог бы звучать термоядерный реактор или извергающийся вулкан.
Тест-драйв Infiniti QX80Впрочем, аппетиты у двигателя соответствующие. Кушает QX80 самозабвенно и ничего не стесняясь. Порой кажется, что легче сразу засовывать в бензобак купюры, чем постоянно ездить на заправку, на которой мне, если бы тест длился дольше, наверняка бы дали платиновую карту самого преданного клиента. Честный расход в городском цикле - 26-27 литров на "сотню", если не жалеть педаль газа.
Напор 405-сильного мотора ослабевает лишь после 140-150 км/ч. До этой отметки QX80 разгоняется на "пять с плюсом", ощутимо вдавливая пассажиров в кресла, да и после нее ускорение остается уверенным вплоть до ограничителя, предусмотрительно установленного в этой машине на скорости в 210 км/ч.
Вплотную приближаться к "максималке" не стоит. Не то чтобы внедорожник хуже себя вел и управлялся (нет, на прямой трассе "финик" чувствует себя в своей стихии и стоит на дороге, не шелохнувшись), однако понимать, что трехтонный мастодонт, как ни крути, абсолютно неуправляем на скорости больше 200 км/ч, психологически не очень комфортно.
Крейсерская скорость Infiniti QX80 на трассе - 120-160 км/ч. Именно в этом промежутке ехать на "финике" наиболее приятно - в салоне царит тишина, а рельеф дорожного покрытия, каков бы он ни был, не имеет ровным счетом никакого значения благодаря настройкам подвески.
Кстати, о последней. Не знаю, кому надо говорить "спасибо" - разрабатывавшим подвеску инженерам или тем, кто придумал поставить на QX80 22-дюймовые колеса, - но "тактильная" связь с асфальтом у внедорожника практически отсутствует. "Ку-икс" - идеальная машина для российских дорог. Он игнорирует не только стандартные ямы и выбоины, но даже лежачие полицейские. Или, к примеру, жуткая колея в крайней левой полосе МКАД. Все наверняка либо встречались с ней лично, либо, как минимум, наслышаны об этой достопримечательности. На обычной иномарке нормального размера в колее с рулем следует быть внимательным, а на Lada Xray, который "РГ" тестировала ранее, в левой полосе МКАД в баранку необходимо крепко вцепиться - ее буквально вырывает из рук. QX80 избавляет вас от необходимости даже слегка подруливать, такое ощущение, что колеи для него просто не существует.
По поводу управляемости. Много раз уже было сказано, что "финик" рулится достойно для трехтонной машины, то бишь прилично, только если делать скидку на габариты и массу. Все так, но главная отличительная черта управляемости "ку-икса" все же не в этом. Он любит предсказуемость. Если внезапно прыгать из ряда в ряд, внедорожник начет неприятно раскачиваться на поперечных волнах. Однако если тот же самый маневр провести более плавно, без резких движений рулем, машина справится с ним на ура. Все дело в системе подавления кренов, которая во втором случае успевает среагировать на маневр, а в первом - нет. То же самое касается и поворотов. Заранее запланировав дугу, можно ввинтиться в нее и на скорости 100 км/ч, и 120 км/ч. Если же делать это резко, реакция QX80 не порадует вас и на скорости 70-80 км/ч.
Но большой Infiniti - безусловно, не driver’s car, он совсем не про активное вождение. Самое классное применение "ку-икса" - медленно, не спеша, вальяжно катиться по пустому городу. Закрыв окна, выставив круиз-контроль на отметке в 70-75 км/ч, включив автоматическое поддержание температуры и негромкую музыку, понимаешь все преимущества этой лаунж-зоны на колесах. Снаружи в салон не проникает ни звука, работающий на низких оборотах V8 тих и не подначивает нажать педаль газа, круиз-контроль поддерживает постоянную скорость, а спрятавшийся за фальшрадиаторной решеткой радар мониторит дорогу и автоматически притормаживает, держа дистанцию, если впереди появится автомобиль. Вам остается только придерживать руль.
Паззл сложился. Угрюмо-надменная внешность Infiniti QX80, так ярко контрастирующая с его, в общем-то, добродушным нравом и гостеприимным салоном, оказалась не просчетом дизайнеров, а еще одним уровнем "эшелонированной защиты" от внешнего мира.
Свою миссию большой "финик" видит в том, чтобы максимально плотно и надежно отгородить пассажиров от окружающей среды. Для этого - непробиваемая звукоизоляция, для этого - высокая посадка, чтобы видеть лишь крыши соседей по транспортному потоку, для этого же - не располагающая к себе внешность, благодаря которой у этих самых соседей отпадает желание подъезжать слишком близко.
Так что если вы любите побыть в одиночестве или наедине со своими близкими, предпочитаете покой и тишину, не терпите суеты, а также располагаете четырьмя с небольшим миллионами рублей, можете смело отправляться в салон за новеньким Infiniti QX80 - он вас не подведет.
Тест-драйв Infiniti QX80Подписывайтесь на автомобильные новости "РГ" в Telegram: telegram.me/rgruavto