11.06.2016 18:20
Культура

На "Ленфильме" открылась уникальная выставка

Текст:  Владимир Бертов Светлана Мазурова (Санкт-Петербург)
Театрализованным перформансом, подготовленным для гостей, в числе которых оказались и корреспонденты "РГ", открылась на легендарной киностудии "Ленфильм" мультимедийная выставка "Босх. Ожившие видения". Артисты-перформеры воссоздали "Музыкальный ад" с картин Босха.
Читать на сайте RG.RU
Выставка "Босх. Ожившие видения" на киностудии "Ленфильм" в Петербурге

Скрипачка Анфиса Калинина (живет и в Петербурге, и в Голландии) исполнила секвенцию Dies irae, ноты которой написаны на ягодицах одного из кающихся грешников на триптихе "Сад земных наслаждений" Босха.

Воронежцы отужинали с Босхом в "Идеальном саду"

Ровно 500 лет назад ушел из жизни выдающийся нидерландский художник Иероним Босх, один из самых загадочных живописцев в истории западного искусства. 2016 год в Европе объявлен Годом Босха. Петербург стал вторым - после Москвы - городом в России, куда приехала экспозиция компании Artplay Media. После Северной столицы она отправится в Берлин.

Выставка расположилась в пятом павильоне "Ленфильма". В начале XX века здесь был известный петербургский рынок, примыкающий к саду "Аквариум". Именно тут Сергей Снежкин снимал в прошлом году исторический детектив "Контрибуция", а прежде некоторые эпизоды "Трудно быть Богом" снимал Алексей Герман-старший, работали Сергей Герасимов, Илья Авербах, Сергей Овчаров, снимали и клипы, и проект "Старые песни о главном". А еще это место примечательно тем, что здесь режиссер Григорий Козинцев впервые увидел актера Иннокентия Смоктуновского, сыгравшего потом у него Гамлета.

Выставка "Босх. Ожившие видения" состоит из двух частей: в аванзале, который носит образовательный характер, информация о жизни и творчестве художника, включая самые невероятные версии, а в мультимедиазале зрители погружаются в мир образов живописца. (Представленные работы - не оригиналы, а ожившие на экранах босховские видения. Известные полотна препарированы, а непрерывный показ сопровождается негромкой музыкой).

Выставки Виктора Пивоварова покажут в "Гараже" и ГМИИ им. А.С. Пушкина

- Художник странный, мистический, загадочный. Почему мы выбрали его? Работы Босха очень хочется рассматривать - поближе, поподробнее. Я надеюсь, что для зрителей эта выставка станет шансом задуматься о персонажах Босха, забавных, невероятных существах, погрузиться в искусство, в мир удивительных фантазий, которые даже трудно себе представить, - заявила куратор выставки Яша Яворская.

Босх - современник Леонардо да Винчи, Рафаэля Санти и Микеланджело Буанаротти. Мастер подписал всего несколько своих работ (принято считать: семь из тридцати). Неизвестны даты их написания и оригинальные названия. Сказочник, придумывавший различных чудовищ, дьяволят. Изобретательно изображавший людские страсти. "Праотец" сюрреализма, "почетный профессор кошмаров". Шифровальщик секретов алхимиков, астрологов и колдунов… Последователями Босха называли себя художники Сальвадор Дали и Макс Эрнст.

Работа выставки продлится до 2 октября.

Прямая речь

Павел Герасименко, искусствовед, арт-критик:

- Эта выставка - для тех, кто не сумел попасть - а это огромное количество людей - в Хертогенбос, музей в маленьком городе в провинции Северный Брабант в Нидерландах, где выставка Босха работала в мае круглосуточно. О чем нас заставляет задуматься этот вернисаж? Его девизом может стать: "Босх - наш современник", как бы ни банально это звучало. Ведь прилагательное "босховский", наравне с "кафкианским", не требует перевода, всеми понимается и используется по поводу разных явлений. В этом павильоне несколько лет назад Алексей Герман снимал свой последний фильм "Трудно быть Богом", к которому прилагались те же эпитеты, связанные с Босхом. Однако художник Босх современен, потому что его открытие и понимание произошли именно в XX веке. Если посмотреть на портрет этого человека и на его автопортрет, то можно увидеть, что это очень современное лицо - пожилого, серьезного, вдумчивого человека.

Сегодня в айфоне люди смотрят картинки в маленьком размере. В мультимедиазале можно рассмотреть мельчайшие детали картин Босха, даже самые незаметные, в таком размере, что они поразят воображение. Босх для нас очень мультимедийная фигура, подобная выставка - это правильный подход к автору.

Актуальное искусство Санкт-Петербург Северо-Запад