"РГ" расспросила главу АСИ Андрея Никитина, каких результатов удалось добиться регионам в этом году, какие проблемы еще предстоит решить и как в целом обстоят дела с инвестиционной привлекательностью территорий.
Чем рейтинг этого года отличается от прошлого?
Андрей Никитин: Серьезных отличий в рейтингах нет. При этом я считаю, что одну из своих главных задач рейтинг уже выполнил - наша страна стала более-менее понятной и одинаковой с точки зрения административных процедур. Если вспомнить, в нашем первом рейтинге срок получения разрешения на строительство, например, колебался от 60 до 560 дней. Сейчас такого разрыва уже нет, все регионы сильно сократили эти сроки. И в связи с этим конкуренция между ними вырастет, хотя стоит признать, что пока Россия еще не избавилась от бюрократии. Однако уже важно то, что в результате предпринимателю, переезжая из региона в регион, не нужно заново изучать всю "бюрократическую историю".
И какие территории сегодня наиболее привлекательны для инвестиций?
АН: Прежде всего видно, что многие регионы за последний год проделали очень серьезную работу по повышению инвестиционной привлекательности. И безоговорочных лидеров с серьезным отрывом от других в этом рейтинге уже нет. Однако я бы в первую очередь выделил Приволжский федеральный округ. Количество регионов, которые серьезно работают с инвесторами, занимаются вопросами снижения административных барьеров, там довольно много. Сибирский федеральный округ тоже можно назвать передовым. Остальным еще есть над чем работать.
Рейтинг оценивает ситуацию в регионах по 44 показателям. Есть из них те, которые имеют больший вес?
АН: Все показатели имеют примерно одинаковый вес для рейтинга. Рейтинг рассчитывается по 4 группам показателей. При этом пока нельзя говорить о том, какие из показателей будут меняться. После публикации рейтинг начнется долгий разговор с регионами, которым, конечно, интересно, почему у них подсчитано так, а не иначе. И корректировки методологии и показателей могут быть только после таких консультаций. Скорее всего, к августу-сентябрю и, может быть, даже к октябрю. Гораздо интересней, как поведут себя те показатели, которые вне рейтинга. Это, например, подключение к газовым сетям. Подключение к коммунальным сетям тоже очень волнует малый бизнес. Отдельно мы попытались посмотреть на то, как инструменты поддержки малого бизнеса работают в моногородах. Понятно, что в центральных регионах инструменты работают проще. А вот интересно, как в небольшом городе бизнесмен может ими воспользоваться.
Какие выводы были сделаны из предыдущего рейтинга? В чем регионы подтянулись и какие моменты упущены?
АН: Самое главное все-таки не рейтинг, а изучение лучших практик. Мы описываем их с точки зрения решений, которые принимал субъект, какие законы были приняты. Другие регионы могут со всем этим ознакомиться, в результате получается своеобразная шпаргалка - что нужно и можно сделать у себя, чтобы сократить количество бюрократических процедур.
Чего бы мне больше хотелось, так это реализации поручений президента Владимира Путина по внедрению проектного управления. Простой пример: инженеры могут своими техническими терминами описывать работу двигателя. А нам просто важно, чтобы машина ехала. Так же и с чиновниками. Все барьеры, законы, постановления - это по большому счету внутренние вопросы. Для предпринимателя важнее, как быстро и насколько легко он может воспользоваться сервисами государства.
Проектное управление позволяет правильно поставить цель. Которая не в том, чтобы принять закон, а в том, чтобы "один раз подал заявку в электронном виде и через несколько дней получил ответ". И никуда больше не обращался. К сожалению, не многие регионы по нашей оценке смогли это поручение президента реально выполнить. Формально все создали у себя проектные офисы, но реальных дел в них не происходит. Очень важным будет то, как регионы, реально внедрившие у себя проектное управление, реально помогают бизнесу.
А что конкретно нужно сделать региону, чтобы его позиции в рейтинге стабильно росли?
АН: Есть два направления, в которых нужно работать. Первое - для того, чтобы регион был инвестиционно привлекательным, он должен понимать, как развивается бизнес на его территории, какие перед бизнесом стоят задачи. И что регион может сделать такого, чтобы бизнес развивался быстрей, больше платил налогов, создавал рабочих мест. Таким образом, первое главное условие - прямая коммуникация с бизнесом. Нужно больше слушать деловые объединения: "Опору России", "Деловую Россию", Торгово-промышленную палату, именно они - голос бизнеса. И здесь есть очень важный нюанс. Мы же смотрим не только на крупный и средний бизнес, но и на малый. А он, как правило, взаимодействует с муниципальными чиновниками. И, к сожалению, основная некомпетентность, бюрократия и волокита происходят на этом уровне. Второе условие - ставить перед собой более амбициозные цели. Мне очень нравится пример Республики Татарстан, которая сравнивает себя не с соседями, а с более комфортными со всех точек зрения мировыми юрисдикциями. У тех, кто "подглядывает" у соседа, вряд ли что-то получится быстро и правильно.
Говоря о лучших практиках, сразу вспоминается программа комфортной среды "Умный город". Кто сегодня из субъектов может себе позволить раскошелиться, чтобы инвестировать в инновации?
АН: Классическая схема такая: сначала регион заказывает стратегию на стороне, торжественно принимает, кладет на полку. Сейчас, правда, таких уже немного. Потом регион начинает писать реальную стратегию привлечения инвесторов. И когда они реально приходят, то выясняется, что под их инвестиционный проект нет кадров. И тогда регион начинает увязывать инвестиционную стратегию с развитием системы образования. И тут-то возникает серьезный вопрос: вы хотите, чтобы инвесторы пришли, заработали и убежали, или хотите, чтобы они остались здесь не только работать, но и жить? Это и есть вопрос комфортной среды. Это вопрос и "умного города", и градостроительного планирования, и массы других вещей. Сегодня таких регионов, которые об этом задумываются, можно подсчитать по пальцам одной руки.
Какие отрасли сегодня наиболее перспективны для инвестиций? Где искать деньги в условиях ограниченного зарубежного кредитования?
АН: Безусловно привлекательны те отрасли, которые связаны с агробизнесом, тяжелым машиностроением и станкостроением, где есть серьезные резервы для модернизации. Я думаю, что однозначно привлекательны те новые веяния и отраслевые сегменты, которые возникают в рамках Национальной технологической инициативы. Но по большому счету сложно назвать те отрасли, где нельзя найти нишу, руки и деньги всегда есть где приложить.
А где взять деньги?
АН: Россия - страна-лидер по количеству накоплений. И львиная доля наших бизнесменов в лучшем случае деньги хранит здесь, а в большинстве случаев вывозит за рубеж. В результате получается, что мы настолько не верим в свою собственную страну, что пытаемся привлечь зарубежное финансирование, а свое собственное отложим. Так нельзя.
По сути ведь получается, что мы сначала отдаем наши деньги в их банки, а потом эти банки отдают обратно нашими же деньгами свои займы. Поэтому вопрос доверия предпринимателей к государству, к той стратегии, к той системе, которая сформирована на самом деле, - ключевой макроэкономический вопрос.
И я уверен, что наш национальный рейтинг вносит свою посильную лепту в формирование этого доверия. Потому что он мотивирует региональную власть вступать в разумную коммуникацию с бизнесом, понимать, чем бизнес живет и что ему нужно. А это один из элементов доверия.
Есть ли у России шанс к 2018 году войти в ТОП-20 стран с лучшим инвестклиматом?
АН: Есть такая задача.
А она реализуема?
АН: Технологически эта задача однозначно реализуема. Вопрос в последовательности действий. В том, насколько наши коллеги из министерств к этому готовы.
Пора быстрых побед прошла. Знаете, гораздо легче было скакнуть со 124-го на 51-е место, это как похудеть на первые 10 килограммов, которые всегда даются легче, чем следующие. И нам в продвижении тоже будет сложнее, так как конкуренция вырастет.
И что для этого нужно сделать на законодательном уровне?
АН: Хочу прежде всего выразить огромную благодарность нынешнему составу Государственной Думы РФ. Конечно, я не могу сказать, что все идеально. Но в большинстве своем ту "нормативку", которую надо было сделать и которая позволяет достичь 20-го места, депутаты приняли. Им осталось принять совсем чуть-чуть. Но дальше предстоит огромная работа по практическому применению узаконенных процедур. Принять закон - это только часть работы, дальше нужно подготовить огромное количество подзаконных актов, продумать правоприменительную практику и ряд других решений.
В июле АСИ будет проводить свой форум. Его повестка будет отличаться от той повестки, которая предполагается на ПМЭФ-2016?
АН: С питерским форумом, конечно, мы конкурировать не пытаемся. В АСИ это будет скорее не форум, а экспертная дискуссия на тему вызовов, которые перед страной стоят в перспективе после 2024 года. Мы пригласим самых разных экспертов и представителей власти и поговорим об этом. И дальше попытаемся в дискуссии ответить на вопрос: а что надо сделать до этого момента? Чтобы эти вызовы не реализовались или воплотились в позитивном для страны ключе.
1979 - Родился в Москве.
2001 - Окончил Государственный университет управления.
2007 - Получил степень EMBA Стокгольмской школы экономики.
2002-2011 - Работал в группе компаний "Рускомпозит", объединяющей крупнейшие предприятия России на рынках стекловолокна, композитов и геосинтетических материалов.
2009 - Генеральный директор управляющей компании "Рускомпозит".
27 июля 2011 - Генеральный директор АНО "Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов".