Идея, впрочем, не нова. Россия и ЕС еще в 2003 году договорились о формировании общего экономического пространства. Но с тех пор много воды утекло. И с "восточной" стороны теперь выступает не только РФ, но и ее коллеги по Евразийскому экономическому союзу. Дополнительное число участников только увеличит потенциал будущей ЗСТ. Вмешалась и политика: европейские санкции в отношении РФ и наши контрмеры отодвинули начало реализации проекта по меньшей мере на время действия упомянутых ограничений.
"Сейчас мы наблюдаем ослабление экономического сотрудничества ЕС и ЕАЭС. И, несмотря на положительные ожидания сторон от ЗСТ, первым условием хотя бы для обсуждения ее создания является именно налаживание внешнеполитического диалога и снятие взаимных экономических ограничений", - сообщил "РГ" эксперт Аналитического центра при правительстве РФ Александр Голяшев.
"В условиях санкций ЕС и продуктового эмбарго со стороны России создание ЗСТ, разумеется, невозможно, - подчеркнул зампредсед правления по связям с общественностью и работе с государственными органами Российско-Германской ВТП Йенс Бёльманн. - Сейчас ведется интенсивный политический диалог по выполнению Минских соглашений, и заметно желание всех сторон найти общее решение. Многочисленные двусторонние встречи министров различных ведомств в России и Германии свидетельствуют о возобновлении двустороннего сотрудничества. Например, недавно глава минпромторга Денис Мантуров и первый замминистра экономического развития Алексей Лихачев выступали на конференции в Ростоке. В конце мая министр экономики и энергетики ФРГ Зигмар Габриэль посетил Москву. Это очень позитивные сигналы".
Зона свободной торговли "Лиссабон-Владивосток" могла бы способствовать снижению стоимости продуктов, упростила бы процедуру импорта и обеспечила бы всем участникам доступ на огромный рынок, уверен господин Бёльманн. В идеале ЗСТ объединит около миллиарда человек, появится самый привлекательный рынок в мире. Естественно, значительно вырастет и торговый оборот всех участников. При этом, сообщил он, немецкий бизнес не рассчитывает на появление ЗСТ в нынешнем десятилетии, но первые шаги в этом направлении уже можно предпринимать: необходимы либерализация рынка и ослабление протекционизма, поддержка иностранных инвесторов при выходе на российский рынок. Немецкие инвесторы не просто преобладают в России, они также представлены почти во всех отраслях экономики. И сегодня немецкий бизнес хочет, чтобы правовые рамочные условия при локализации были бы более гибкими и сильнее ориентировались на возможности и потребности предприятий.
Идея создания ЗСТ не безнадежна, считает советник президента ТПП РФ Георгий Петров, но вместе с тем это потребует принятия целого ряда мер со стороны и ЕАЭС, и ЕС. Так, прежде всего необходимо усиление и углубление интеграционных процессов в рамках Евразийского экономического союза. Второе - признание ЕС международной правосубъектности ЕАЭС - каждая сторона должна быть "договороспособной". Для этого потребуется подписание соответствующего соглашения.
"Характер соглашений о ЗСТ изменился, и если изначально они предусматривали главным образом устранение ввозных пошлин, то сейчас степень охвата существенно расширена, поскольку таможенные пошлины сегодня не главное препятствие для международной торговли. Да, в определенной степени они выполняют фискальную функцию, выравнивают условия конкуренции. Но куда важнее снять так называемые технические барьеры: вопросы, связанные с сертификацией товаров, включая фитосанитарные, ветеринарные сертификаты, вопросы техрегулирования, - рассказал "РГ" Георгий Петров.
При этом, по мнению эксперта, при создании ЗСТ возможны издержки, например потеря качества товара. Товар участников соглашения о ЗСТ, не облагаемый таможенными пошлинами, будет дешевле товара, ввозимого из третьих стран. И это преимущество рано или поздно скажется на его качестве, считает Петров, поскольку качество и конкуренция - это близнецы, всегда идущие рядом. Международная торговля - это комплексный вопрос, здесь не все решают таможенные пошлины.
Не обольщаться по поводу благ, которые может принести ЗСТ бизнесу стран-участниц, советует и Александр Голяшев: "Создание зоны неодинаково затронет интересы предпринимателей: кто-то получит свободный доступ на иностранные рынки сбыта, а кто-то испытает возросшую конкуренцию со стороны иностранных поставщиков и может вообще разориться".
Международная торговля, как известно, подвержена серьезной бюрократии и связана с огромным количеством документов, в том числе и бумажных - последнее особенно касается стран ЕАЭС. И поэтому тем компаниям, которые уже работают или только собираются выйти на международный рынок, в том числе и немецкий, необходимо задуматься о цифровизации бизнес-процессов, считает замгендиректора SAP СНГ Дмитрий Красюков. "Уход от традиционных бюрократических процедур - мировой тренд. Автоматизация внутренних процессов, электронный документооборот, цифровые взаимоотношения между заказчиком и поставщиком позволяют ускорить процессы заключения и исполнения договоров. Итогом становится значительный экономический эффект: например, Deutsche Bank снизил операционные расходы более чем на треть за счет перехода в облачную сеть Ariba, где компания обрабатывает более 500 тысяч электронных счетов в год, тем самым переведя более 70 процентов глобальных счетов из бумаги в электронный вид".