17.06.2016 21:33
Культура

Молодые драматурги выяснили, что "недовольство собой помогает творить"

Текст:  Настасья Брицына
Читать на сайте RG.RU

16 июня в Новом пространстве Театра Наций состоялась встреча драматургов нового поколения, среди которых главным гостем стала Дорота Масловская - самая обсуждаемая сегодня молодая польская писательница, драматург и перформер. В девятнадцать лет она написала свой первый роман о юном поколении 90-х "Польско-русская война под бело-красным флагом", ставший в Польше бестселлером.

Участники встречи обсуждали тему "Драматург - Писатель - Драматург". В польском языке есть два слова, обозначающие эту профессию: dramatopisarz (тот, кто пишет пьесу) и dramaturg (тот, кто работает не только с текстом, но и непосредственно с актерами на сцене). Однако в современном театре даже этих "двух драматургов" бывает недостаточно.

Захар Прилепин представил новую книгу о войне в Донбассе

По словам одного из гостей мероприятия, Михаила Дурненкова, сценариста, участника фестиваля молодой драматургии "Любимовка", как пространство холста для современного художника стало тесным, так и драматургу пространства текста уже не хватает, и он становится режиссером. "А дальше появляется драматург-художник, который реализует замысел не только с помощью слова, но и, например, видео или фотографии". Сценарист напомнил о современных пьесах, которые содержат ссылки на страницу социально сети "В Контакте" или YouTube.

"Поэтому драматург сегодня - это создатель смыслов, которые могут выражаться как угодно", - считает Дурненков.

Особого внимания на встрече удостоился рэп-проект, который Дорота Масловская исполняет под псевдонимом "Мистер Ди". К этому проекту она пришла от того, что "безумно устала быть Доротой Масловской".

"Весь ажиотаж, который был вокруг меня, очень давил на меня. И я поняла, что нельзя быть художником и бунтовщиком, пока тебя хвалят. Поэтому я решила сделать то, чего от меня не ожидают и за что меня, возможно, даже возненавидят. Я просто записала диск в компьютерной программе, не выходя из своей комнаты. Он получил очень нелестные отзывы. И наконец-то возникла атмосфера недовольства собой, которая и необходима для творчества", - признается Масловская.

На Дягилевском фестивале в Перми споют оперу на стихи заключенных

Масловская уверена, что в комфорте пишущий человек жить не может, ему нужен дискомфорт. В связи с этим она поделилась необычным опытом работы с известным польским режиссером Кристианом Люпой. Их связывал лабораторный проект "Зал ожидания", в рамках которого актеры должны были импровизировать на сцене, а Масловская на основе этих импровизаций - создать произведение. Однако драматург назвала этот опыт "самым громким своим поражением", несмотря на то, что Вроцлавский Театр предоставил максимально комфортные условия.

В свою очередь еще одна представительница молодой драматургии Любовь Стрижак рассказала о своей пьесе "Мой голос", которую она писала, опираясь на документальный материал - беседы детей с психологом.

В финале встречи зрители увидели фильм Гжегожа Яжины "У нас всё хорошо” по одноименной пьесе Масловской, в центре которого - проблема национальной идентичности, вопрос, где и как эту идентичность искать.

Театр