23.06.2016 07:55
Культура

Какие фильмы 38-го ММКФ нельзя пропустить

Сегодня открывается 38-й Московский международный кинофестиваль
Текст:  Валерий Кичин
Российская газета - Федеральный выпуск: №135 (7003)
Спрессовавшись с двух недель до восьми раскаленных дней, ММКФ будет серьезным испытанием для синефила: как всегда, в его афише много хитов других кинофорумов, а в конкурсе сплошные "темные лошадки" - каждая может вырваться вперед.
Читать на сайте RG.RU
Подготовка к открытию ММКФ

Жюри отныне будет возглавлять победитель предыдущего фестиваля; этот пост занял болгарин Ивайло Христов, в 2015 году получивший "Золотого св. Георгия" за "Лузеров", ему сегодня и вручат переходящую "цепь власти". В ожидании строительства Фестивального центра его роль по-прежнему сыграет мультиплекс "Октябрь" на Новом Арбате; традиционная программа российских фильмов пойдет в Доме кино.

Ваши гиды по фестивальной афише:

Кирилл Разлогов, программный директор ММКФ:

Как программный директор наш собеседник не имеет права делиться мнением о конкурсных фильмах. Мы попросили его выбрать пять картин из параллельных программ, которые, он считает, нельзя пропустить.

- Всегда кажется, что старые классические картины лучше новых, и свои рекомендации начинать, наверное, надо бы с Медведкина и Дзиги Вертова в программе "Российское кино. Год и век". Но я предпочту смешанный вариант, отметив, что на этот раз нас ждет фестиваль эпического кино.

Путеводитель по 38-му Московскому Международному кинофестивалю

"Тень Шамиссо" из ретроспективы члена жюри Ульрике Оттингер. Она работает в самых разных жанрах и видах искусств и перекидывает важный для меня мостик между кино, видео-артом, изобразительным искусством и даже театром, поскольку она ставила и оперные спектакли. "Тень Шамиссо" - 12-часовая документальная эпопея об ее путешествии по следам легендарных исследователей Джеймса Кука и Адельберта фон Шамиссо. Картина будет показываться частями по 3 часа каждая в течение 4 дней подряд. Фестиваль - единственная возможность посмотреть эту уникальную работу, и я всячески ее рекомендую.

"Колыбельная печальной тайне" - еще одна эпическая картина, в моей программе "Секс, еда, культура, смерть" она представляет тему культуры. Ее снял филиппинский режиссер Лав Диас, получивший на Берлинском фестивале приз Альфреда Бауэра. Черно-белая картина рассказывает о борьбе филиппинцев против испанских колонизаторов в 1896 - 1897 годах и сосредоточена на судьбе одного из отцов революции Андреса Бонифачио, чье тело пытается отыскать его вдова. Поиски идут в живописных горах, населенных духами, и среди реальных исторических персонажей в фильме действуют мифические. Его продолжительность - 8 часов, мы его будем показывать в один день: по 4 часа с перерывом на обед.

Из классики я бы выбрал "Французский канкан" 1954 года с Жаном Габеном. Картина Жана Ренуара идет в ретроспективе к 120-летию студии Gaumont, там в программе много знаменитых фильмов, но я выбираю этот как самый любимый. Будет очень приятно посмотреть его в отреставрированном варианте с восстановленным качеством звука и цвета.

Из киноведческих курьезов я бы рекомендовал аргентинскую картину "Шанхайская невеста" Мауро Андрицци, где все действие происходит в Китае. Очень своеобразная, сильная и по-своему интересная, она представляет то, что я бы назвал дебютным артхаусом.

Кадры из фильма "Трон"

"Трон" (в оригинале - Sado) - эпическая историческая драма, тему которой можно определить, как "Тяжела ты, шапка Мономаха!". Имя Садо было дано главному герою, павшему жертвой политических интриг и сложностей взаимоотношений с отцом, через 30 лет после смерти. Картину снял южнокорейский режиссер Ли Чжун Ик, которому на фестивале посвящена ретроспектива.

Кадры из фильма "Атака"

Вот мои пять фильмов из почти двухсот названий, которые будут представлены в эти дни. Ну, а в качестве бонуса могу посоветовать франко-ливанскую "Атаку" Зиада Дуэри - она открывает программу "Кино бурлящего арабского Востока", которую я считаю самым важным открытием фестиваля. Как вы знаете, в Дании проходит скандальная выставка, где пытаются передать взгляд террориста, - почему человек принимает на себя эту миссию, какие идеалы этому способствуют или препятствуют. "Атака" - из того же ряда. По жанру это семейная история, главные герои - преуспевающий хирург-палестинец с женой; речь идет о взаимоотношениях между людьми, которые придерживаются разных политических убеждений.

Валерий Кичин, кинообозреватель "РГ":

По обыкновению, ММКФ представляет хиты, поднявшие на замшелых фестивальных водах если не бурю, то рябь. Назову те, что нельзя пропустить.

На открытии 38-го ММКФ показажут "Ке-Ды" Сергея Соловьева

"Тони Эрдманн" берлинского режиссера Марен Адэ был фаворитом публики и прессы в Канне. Это история отношений дочери и отца - учителя музыки, художественной натуры на закате. Замечательный дуэт звезды немецкого кино Сандры Хюллер и австрийского театрального актера Петера Симонишека. Его герой с грустью наблюдает, как обрываются все человеческие и семейные связи, и, когда дочь-бизнесвумен летит на переговоры в Бухарест, он нежданно является на эти деловые встречи в облике эксцентричного субъекта в жутком парике, с накладными зубами и под именем не существующего в природе Тони Эрдманна и поставит весь бизнес на грань скандала. Каждый сюжетный ход, выплеск эмоций, парадоксы поведения героев, клоунада - все проистекает из типичной ныне ситуации, когда люди не видят выхода, но пытаются "сохранять лицо". (Смотрите в программе "Восемь с половиной фильмов".)

"11 минут" польского классика Ежи Сколимовского - интереснейший опыт освоения новой эстетики и возможностей "мобильного кино", хит Венеции-2015. Цепь событий образует не видимую глазом причинно-следственную связь и приводит к катастрофе. Каждое мы застаем на пике эмоций, они как рассыпанный пазл, который мы должны сложить. Динамика и накал параллельного монтажа имеют мало аналогов, математически точно рассчитанные траектории камеры - тоже. Так снимает окружающее камера мобильника, которую забыли выключить, но хаос - кажущийся, он каждый миг сообщает нам нечто важное. Сколимовский первым ввел нервную камеру в осмысленное поле, его интересуют не персонажи, а тайные законы назревания непоправимого. Интересует негативная аура, источаемая людьми: она способна накапливаться, созревать до критического состояния и взрываться. В этом смысле картина звучит как предупреждение до предела раскаленному миру ("Восемь с половиной фильмов").

Кадры из фильма "В тихом омуте"

"В тихом омуте" - сюрреалистическая комедия Брюно Дюмона, напоминающая дивный старофранцузский стиль времен Жака Тати. Малют - долговязый парень в матросской шапочке с помпоном - живет на атлантическом побережье и принадлежит к семейству рыбаков, которые лакомятся человечиной. Его девушка ходит в костюме мальчика и принадлежит семейству аристократов, которые постоянно падают. Важные люди - пара полицейских инспекторов: очень толстый и очень тонкий. И главная беда: в поселке стали пропадать люди. Дюмон увлеченно осваивает жанр абсурдистской комедии, по-прежнему соединяя в кадре профессиональных актеров с натурщиками. Получилось, по-моему, отвязно и смешно (программа "Эйфория").

Кадры из фильма "Куда бы еще вторгнуться?"

"Куда бы еще вторгнуться" - кинопровокация от Майкла Мура, очередной взрывной фильм к президентской кампании в США, на этот раз в редком жанре документальной комедии. В первой же сцене Мур выступает перед собранием пентагоновского генералитета с предложением: чем тратить бездну денег и жизней на войны, лучше послать армию из одного человека - Майкла Мура. И посмотреть, что хорошего может почерпнуть великая Америка в том мире, к которому средний американец относится со снисхождением. И автор отправляется в путь, полный открытий. Главное из них: любое социальное и политическое устройство должно служить человеку, а не наоборот. Захватывающая и поучительная картина, актуальная для любой страны, включая Россию (программа "Свободная мысль").

Кадры из фильма "Море в огне"

"Море в огне" - еще один документальный фильм, по актуальности и способности волновать легко перекрывающий все игровое кино гуртом: никакая фантазия не сравнится с показанным впрямую фактом. Фильм Джанфранко Рози снят на итальянском островке Лампедуза - первой европейской суше, куда прибывают эмигранты из Сирии, Судана, Мали... И это совсем не тот образ "понаехавших", что навязывает телеящик. Человеческая трагедия, увиденная лицом к лицу, потрясает неправдоподобностью того, что происходит в реальности. Берлинский фестиваль присудил фильму Золотого медведя (программа "Эйфория").

Ценителей творчества братьев Дарденн предупреждаю: "Незнакомка" скорее разочарует. История девушки-врача, которая чувствует себя виноватой в гибели незнакомой чернокожей женщины, кажется искусственной и потому неубедительной. В конкурсе привлекает внимание "Козни": вслед за Абелем Феррарой итальянец Давид Гриеко предлагает свою версию смерти Пазолини - причудливо смешивает сексуальные и политические предпочтения режиссера, пришедшего к некоему краю бездны как в последнем фильме "Сало", так и в личной жизни.

Из классики не пропустите "Красный гаолян" Чжана Имоу, начавший взлет китайской "новой волны", "Королеву" Стивена Фрирза с фантастической Хелен Миррен, "Счастье" Александра Медведкина, которое можно считать предтечей российского музыкального кино, и ретроспективу Карлоса Сауры - корифея музыкального кино Испании.

Мировое кино