Так, например, с 2006 по 2016 год в России было продано более 23 миллионов новых легковых автомобилей. Аналитики подсчитали, что за этот период больше всего реализовано автомобилей марки Lada - более 5 миллионов штук. На втором месте в списке предпочтений отечественных автолюбителей стоят автомобили Chevrolet - 1,48 миллиона штук. Совсем немного, всего на 20 тысяч машин отстает Hyundai - 1,46 миллионов продаж. Четвертое место остается за Renault, показатель этой французской марки - 1,32 миллиона. А замыкает "пятерку" по симпатиям отечественных автолюбителей корейский бренд - Kia (1,3 миллиона продаж).
Также, подсчитали в "Автостате", в Топ-10 вошли Toyota (1,27 миллиона штук), Nissan (1,17 миллиона), Ford (1,11 миллиона), Volkswagen (850 тысяч проданных автомобилей) и Mitsubishi (711 тысяч).
Однако более интересны другие цифры, показывающие динамику в самых разных спектрах оценки потенциала отечественного авторынка. "Автостат" выделил десять наиболее знаковых.
Так, например, рост автопарка за последние 10 лет составил почти 51 процент. В начале 2006 года по отечественным дорогам ездили 25,57 миллиона машин, а к началу 2016 года их стало уже 40,9 миллиона.
При этом в три раза выросла средневзвешенная стоимость новой легковушки - с 450 тысяч рублей до 1,36 миллиона рублей.
Одновременно улучшилось и предложение, появилась возможность выбирать из множества конкурентов. Число официальных дилеров увеличилось почти на 40 процентов, с 2569 в 2006 году до 3557 в 2016 году.
Причем все чаще стало возможным выбирать машину иностранной марки. Доля производства иномарок из всех сошедших с конвейеров машин за 10 лет в нашей стране выросла более чем в три раза - с 23,5 до 76,7 процента.
Стоит отметить, что российский автолюбитель перестал бояться автоматических коробок передач, склонностью к поломкам которых, дорогим ремонтом и прочими бедами стращали россиян еще совсем недавно. Теперь же доля продаж новых легковых автомобилей, оснащенных автоматической трансмиссией, поднялась в два раза (с 25 до 52 процентов).
Россияне почувствовали вкус к продукции корейского автопрома, который за последние 10 лет очень серьезно прибавил в качестве и в ассортименте. В результате доля продаж новых легковых автомобилей из Страны утренней свежести увеличилась на 10 процентных пунктов - с 13 в 2006 году до 23 процентов в 2016-м.
А вот маленькие автомобили в России практически полностью разлюбили. Продажи класса А практически сошли "на нет". Если десять лет назад их доля составляла 2,6 процента, то в 2016 она снизилась до 0,3 процента рынка.
Вместо них нам с вами полюбились различные кроссоверы, полноприводные и нет. Доля SUV за десять лет увеличилась более чем в 2,5 раза - с 13,9 до 38 процента.
И, наконец, российский автолюбитель стал предпочитать автомобили иностранных марок. Доля таких увеличилась с 58 процентов в 2006 году до 79 процентов в 2016 году. Одновременно с этим доля отечественных автомобилей на рынке за прошедшее десятилетие сократилась в два раза - с 42 до 21 процента.
Позитивных изменений за эти десять лет стало больше - и рынок вырос, и конкуренция выше, и больше цивилизованности на нем стало, считает исполнительный директор агентства "Автостат" Сергей Удалов. И оговаривается, что это все касается потребителей.
"Для производителей и дилеров за эти годы стало сложнее. У дилеров снижается маржинальность, сам бизнес становится более профессиональным, уже нельзя придти из другой сферы с деньгами и получить огромный доход", - считает эксперт.
Подписывайтесь на автомобильные новости "РГ" в Telegram: telegram.me/rgruavto