Спектакль оказался совсем не похожим на известные классические постановки. Его действие начинается еще до того, как звучит третий звонок. Зрители только занимают свои места, а актеры уже на сцене. Тем, кто уже пришел, раздают китайский чай с печеньем из самого Киото. Этому посвящено целое действо. Актеры связывают слово "чай" с "чайкой". Демонстрируют, как работает русский самовар. Говорят о том, что у "чеховского чая" должен быть обязательный атрибут - варенье. Признаются, что ни в одном российском кафе японцам так и не удалось попробовать этого напитка.
Чайные церемонии сменяет рассказ о русской истории создания спектакля. Потом - японский сюжет. Оказывается, в театре "Читэн" имеются три разные постановки "Чайки". И это - не единственный чеховский спектакль в репертуаре театра. В его афише еще три пьесы русского классика, в том числе "Вишневый сад", "Три сестры" и "Дядя Ваня". Однако японская трактовка образов разительно отличается от того, что ожидают увидеть зрители.
Привычной последовательности событий знакомой четырехактной "Чайки" на сцене нет. Действо, вмещенное в полтора часа, выглядит весьма лаконично. Вместо размеренных сцен и монологов - короткие эпизоды и фразы скороговоркой. Нина Заречная в образе чайки изображает неудавшуюся страдающую актрису. Выпивающая прямо из бутылки Маша под черной вуалью выражает свои чувства громким и несчастным собачьим лаем. Медведенко с самоваром в руках периодически зовет ее домой, но его никто не слышит. Отстраненная Аркадина и странный франт Тригорин, похоже, созданы лишь для того, чтобы подчеркнуть нервную игру главного героя.
С перебинтованной головой и револьвером на шее, Костя Треплев взрывается эмоциями, энергично жестикулирует, виртуозно бьет чечетку на столе. Тем не менее создается ощущение, что страдает не только он, взвинчены, больны все персонажи. И даже смерть Кости неспособна изменить этот безумный мир.
Зрители смотрят постановку с огромным интересом. И она, несмотря на авангардность и фатальный конец, оставляет благоприятное впечатление.
- Чехов на японском - выглядит довольно оригинально. Тем более поражает внезапный русский монолог Нины Заречной в конце спектакля. Она с трудом, буквально на выдохе, выговаривает такие трудные русские слова. Но в этом столько боли и страдания. И это, конечно, удачная режиссерская находка, - комментируют студентки ОмГУ.
- Спектакль странный, но игра актеров прекрасна. Плюс эти необычные эффекты - перья, вылетающие из висящего под потолком пропеллера. Гортанные возгласы, похожие на крик раненой птицы. Это не Чехов в классическом виде, но все-таки это он, - признается чета заядных театралов.
Судя по всему, реакция зала удовлетворила японский театр.
- Мы увидели думающего, великодушного и открытого к экспериментам зрителя. И, возможно, когда-нибудь приедем сюда вновь, - поделился впечатлениями режиссер Мотои Миуро.
Для этого есть все основания. Театральный Омск с Японией связывают давние отношения. В омском драмтеатре неоднократно реализовывались совместные проекты, лаборатория японской драматургии. За спектакль по роману японского писателя Кобо Абэ "Женщина в песках" омичи получили "Золотую маску". Актриса Ирина Герасимова сыграла главную роль русской женщины в постановке Токийского художественного театра "Молитва Клавдии". Сборы от благотворительного спектакля "Торжество любви" омичи перечислили в фонд поддержки пострадавших от землетрясения в Японии. Фестиваль "Академия" добавил этой истории еще одну страницу.
Сегодня V Международный фестиваль "Академия" подводит итоги. В течение 12 дней омичи смотрели лучшие спектакли Московского академического театра имени Маяковского, театра имени Вахтангова, Центра имени Мейерхольда, японского театра "Читен" из города Киото. Состоялся показ кинофильмов, снятых по спектаклям выдающихся польских режиссеров. Прошел "Необыкновенный концерт" в исполнении театра имени Образцова. Зрители рукоплескали солистам Большого театра и Омского симфонического оркестра, а также игре Игоря Костолевского, Юлии Рутберг, Светланы Немоляевой и многих других звезд. Впервые в рамках проекта "Бэби Лаб" лучшие театры России представили спектакли не только для взрослых, но и для ребят ясельного возраста. Прошли творческие встречи с театральными мэтрами и мастер-классы для школьных учителей.