В Португалии нет своего МЧС. Гражданской обороной и пожарными ведает здесь Внутренняя администрация. Это аналог МВД, хотя так ведомство которое возглавляет женщина, гражданский министр Кошстанса Урбану Де Соуза. Она заняла этот пост в ноябре прошлого года, и меньше года потребовалось, чтобы выйти на серьезные договоренности.
- Португалия сталкивается с многими угрозами. Начиная с техногенных аварий, разлива химвеществ с аварийных кораблей, загрязнения акватории и берегов, и заканчивая, скажем, землетрясениями и даже цунами, - сказал главам МЧС корреспонденту "РГ” после переговоров с г-жой Де Соузой. - Но особо остро стоят два вопроса - борьба с пожарами, поскольку пожароопасный сезон тут долгий, и обеспечение безопасности туристов.
Владимир Пучков еще перед встречей специально поинтересовался у наших консульских работников здесь, в Лиссабоне, сколько россиян стоят на постоянном учете. Оказалось, около десяти тысяч и еще сто тысяч ежегодно прилетают сюда в виде туристов. При этом потенциал туристического роста неплохой. Ранее на заседании межправкомиссии главе МЧС удалось договориться об открытии прямого авиасообщения с Екатеринбургом. Летать будут как российские, так и португальские компании. На очереди открытие прямых рейсов из Владивостока. Естественно, с увеличением пассажиропотока возрастают и риски. Крайности, конечно, редки, но тут в Португалии все знают о самом катастрофическом землетрясении и цунами 1755 года, которые уничтожили португальскую столицу полностью.
Когда и как снова захочет себя проявить стихия, не знает никто, но к возможным угрозам надо готовиться и лучше это делать вместе.
- После землетрясения в Японии рухнули все модели, по которым считалось, что цунами на открытом побережье, как в Фукусиме невозможны. А в Португалии побережье схожее, - сказал министр. - Мы предложили португальским коллегам задействовать возможности российско-сербского гуманитарного центра в Нише. А во время пожаров использовать нашу тяжелую авиацию Ил-76 и Бе-200.
К слову, наши пожарные самолеты по праву считаются уникальными. Во время недавних пожаров в канадской провинции Альберта местные спасатели смогли создать и задействовать малые и средние пожарные самолеты. Но потушить огонь все же они не смогли, и до тех пор, пока не пошли дожди, леса в Канаде так и горели.
Сейчас совместно с главой МЧС в Португалии побывало и руководство таганрогского авиапредприятия им. Бериева, на котором вскоре планируют возобновить серийное производство уникальных амфибий Бе-200. Потребность в таких машинах имеется по всему миру. У них практически нет мировых конкурентов.
У португальцев есть пока всего лишь несколько российских спасательных вертолетов Камова, которые они закупили в середине двухтысячных годов. Но этого явно будет недостаточно, случись что-то серьезное. Хотя даже с этими вертолетами у португальцев есть проблемы в обслуживании. Португальская коллега Владимира Пучкова попросила помочь восстановить летную годность винтокрылых машин. С самой фирмой Камова у португальцев по непонятным причинам прямые контакты после поставок оказались прерваны.
Также МЧС и ситуационный центр Португалии будут обмениваться актуальной информацией о ЧС и совместно мониторить риски.
Напоследок Владимир Пучков пригласил посетить г-жу Де Соузу Россию в любое удобное для нее время. Такое же приглашение получил и министр экономики Мануэль Кабрал, переговоры с которым Пучков провел ранее. В сентябре этого года во Владивостоке пройдет крупный экономический форум и г-на Кабрала официально пригласили принять в нем участие.