Для этого магазинам, даже самым небольшим, нужно подключить специальное оборудование, которое будет фиксировать сбыт в Единой государственной автоматизированной информационной системе учета производства и оборота спиртного (ЕГАИС).
В нее уже давно поступают сведения обо всем алкоголе, произведенном на заводах. С начала 2016 года туда также стекается информация о партиях спиртного, поступившего в розничные точки продаж. Теперь в ЕГАИС будет фиксироваться продажа каждой бутылки конечному покупателю. Исключения составят магазины в сельской местности. Для них это правило заработает только через год.
Эти новшества обусловлены борьбой с контрафактной продукцией. Если данные о бутылке не содержатся в ЕГАИС, значит, она произведена незаконно, хоть и на заводе, но в "в третью смену", то есть без уплаты акциза (он составляет большую часть стоимости бутылки). И тем более - "в гараже". В любом случае теперь любой покупатель алкоголя, "пробитого" в ЕГАИС, может быть уверен, что это безопасный продукт.
Определить, вносит ли продавец данные в систему при продаже бутылки, тоже довольно просто. Если в магазине действует система считывания штрихкодов, то есть на кассе "пробивается" каждый товар, то алкоголь для передачи данных в ЕГАИС должны "пробивать" дважды. Один раз данные снимаются со штрихкода для внесения их во внутреннюю систему магазина, второй раз считывается QR-код с акцизной марки, это и есть передача данных в ЕГАИС. Большинство крупных магазинов уже работает по этой системе.
Если в магазине используются кассы, где все цены вводятся вручную, алкоголь должны сканировать как минимум один раз. Даже если в магазине нет Интернета, продавец обязан это делать. Все данные сохраняются на специальном терминале, а раз в три дня его надо будет носить туда, где есть связь со Всемирной паутиной. Например, на почту. И передавать все данные.
В Росалкогольрегулировании "РГ" рассказали, что к ЕГАИС подключено 95% всех розничных точек. По данным на конец 2015 года, спиртное продавалось в 230 тысячах точек.
Директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя Вадим Дробиз считает, что больших проблем с внедрением ЕГАИС для розницы не будет. Но он не исключает накладок. "На отладку такой масштабной системы потребуется около трех месяцев", - прогнозирует эксперт.
Больше 20 не предлагать
С 1 июля в России запрещена продажа сигарет в пачках более 20 штук. Большие пачки более привлекательны для покупателей, потому что позволяют сэкономить 10-20 процентов от цены. И люди больше курят. Продажи сигарет в таких пачках в прошлом году заметно выросли. Теперь этому пришел конец.